Вениамину Смехову исполнилось 83
Вениамин Смехов – актёр, в своём роде уникальный. Он сыграл множество ролей в кино, но никогда кинематограф не был главным в его творчестве.
Главным же в его жизни, по словам самого актёра, всегда был и остаётся русский язык, который служит оправданием всем его поступкам. Он может часами говорить о своих коллегах, нанизывая, словно бусины на тонкую ниточку, воспоминания о тех, с кем сводила его судьба: Андрее Вознесенском, Юрии Любимове и, конечно, Владимире Высоцком, без участия которого он мог бы никогда не сняться ни в одном фильме.
Русский язык как оправдание
Вениамин Смехов.
Вениамин Смехов всегда удивлялся свойству человеческой памяти менять факты, происходившие в жизни людей или заставлять их принимать за правду те события, которых и вовсе не было в их жизни. Сам он на протяжении многих лет ведёт дневники, стараясь не слишком приукрашивать и не подменять события своей жизни. Наверное, именно поэтому он может ясно вспомнить вехи своей биографии и людей, которые были с ним рядом. Вениамин Смехов выпустил уже несколько книг воспоминаний и продолжает, как он выражается, свою «актёрскую исповедь».
В детстве литература была ему куда более интересна, чем актёрство, и, по всем признакам, он должен был поступать на журфак или в литературный институт. Но при этом он занимался в театральном кружке и после окончания школы понёс документы в Школу-студию МХАТ и Щукинское училище. Надо сказать, что был он очень стеснителен и скован. Лишь когда он начинал читать стихи, то преображался прямо на глазах. На прослушивании он читал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», благодаря которому оказался зачислен в Щукинское ещё в мае, до того, как получил аттестат о среднем образовании.
Вениамин Смехов.
Он оставался таким же зажатым, как и детстве, но до тех самых пор, пока Владимир Этуш, мастер курса, не предложил ему сменить профессию. Вениамина Смехова, мужественно преодолевавшего сложности с самим собой, из училища отчислили и перевели на второй курс вольнослушателем. В тот момент он вполне мог бы уйти на журфак, однако слова отца о том, что если уж он решил идти в актёры, то нужно это делать либо хорошо, либо никак, не давали ему покоя. И он всё лето провёл в компании системы Станиславского, готовя все задания, которые предстояло выполнять на втором курсе. Ему удалось одержать победу над самим собой, и на третьем курсе он уже не был вольным слушателем.
Вениамин Смехов считает, что во всех его творческих подвигах лучшим мотиватором был русский язык, именно он оправдывает все его поступки и творческие подвиги, он является главным событием в его жизни. Вениамин Смехов не стесняется говорить: «Моя Родина – русский язык». Из любви к языку и литературе выросло уже в студенческие годы желание заниматься режиссурой, владение русским языком часто определяло его первое впечатление о коллегах. Возможно, это и звучит слегка пафосно, но Вениамин Смехов каким-то особым способом соизмеряет всё языком, его ритмикой, умением понимать его и чувствовать. Театр и кино для актёра – это, прежде всего, игра слова и мысли.
Вениамин Смехов.
Именно с этого и началась дружба Вениамина Смехова с Владимиром Высоцким, «нервом века», как назвал его Андрей Вознесенский. Впервые актёр услышал, как поёт Высоцкий, на одной из многочисленных студенческих свадеб в общежитии на Дубининской улице. Все сидели на полу, Высоцкий взял в руки гитару, запел, и Смехов в тот момент понял, что перед ним не актёр с гитарой, не бард, а настоящий поэт. Он владел словом виртуозно, жонглировал рифмами мастерски, как настоящий фокусник. Даже Иосиф Бродский позже скажет о том, что у Высоцкого особое место в русской поэзии.
Проводник в кинематограф
Вениамин Смехов.
После окончания училища Вениамин Смехов попал по распределению в Куйбышевский драмтеатр, где проработал год и полностью разочаровался в себе. Правда, спустя четыре десятка лет актёр понял, какую хорошую школу он в то время прошёл. Вернувшись в столицу, он подыскивал место работы, показывался в разных театрах. Взяли его только в Московский театр драмы и комедии. Он был создан в 1946 году, был «рупором» победных настроений, но уже к концу 1950-х превратился в провинциальный театр на отшибе, хотя и актёры там были очень талантливы. Руководил театром Александр Плотников, в 1963 был назначен новый директор – Николай Дупак. Именно он, посмотрев дипломную работу Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», пригласил его на должность главного режиссёра. С 1964 года началась новая эра театра, который сначала получил народное название «Таганка», а после закрепил его официально.
Вениамин Смехов и Юрий Любимов.
В том же году «Доброго человека из Сезуана» поставили на сцене театра уже с обновлённым составом, Вениамин Смехов играл в нём третьего Бога. Однако это был очередной период творческих метаний актёра, он не видел себя нигде, кроме массовки, что было ему неинтересно. Смехов снова захотел вернуться к литературному творчеству, собирался писать диссертацию «Перевоплощения Александра Пушкина» в Институте мировой культуры. Он должен был сыграть Грушницкого в постановке «Герой нашего времени», которую ставил Марлен Хуциев, но Юрий Любимов решил сам ставить спектакль и заменил главных действующих лиц. Теперь Грушницкого играл Валерий Золотухин.
И всё же Вениамин Смехов остался в актёрской профессии. Любимову каким-то непостижимым образом удалось создать театр соавторов, где каждый чувствовал себя самым важным звеном, где актёр мог быть и драматургом, и музыкантом, и поэтом. Все фонтанировали идеями, выпускались премьеры, постановки были удивительными и яркими, а очередь за билетами в Театр на Таганке выстраивалась ещё с ночи. Вениамин Смехов в то время тоже был частью этого сумасшедшего процесса созидания. Театр вышел на первый план в его жизни.
Вениамин Смехов и Владимир Высоцкий.
Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин с упоением рассказывали о съёмках, но сам Смехов туда не особенно рвался, отношения его с кинематографом как-то не складывались. Режиссёры звали его на пробы и даже утверждали, но вот высшее руководство постоянно отвергало его кандидатуру. Вениамин Смехов махнул на это дело рукой и просто перестал ходить на киностудии. Но Владимир Высоцкий даже слушать ничего не хотел о том, что его всё равно снимут, не дадут сыграть. Он буквально заставил Смехова сняться в фильме «Служили два товарища».
Вениамин Смехов и Владимир Высоцкий.
После этого предложения посыпались на актёра как из рога изобилия, и играл он чаще всего аристократов, внешность его оказалась для таких ролей вполне подходящей. Кстати, из-за Высоцкого актёр перестал пить кофе. Однажды Владимир Высоцкий писал песню, а Смехов сидел рядом и пил кофе буквально литрами. К моменту, когда песня была доведена до совершенства, Вениамин Смехов сказал, что на этот напиток он даже смотреть больше не может, видимо, в ту ночь он исчерпал весь свой ресурс. А вот кино стало занимать серьёзную часть в его жизни, хотя он и говорил, что театр в противостоянии между сценой и съёмочной площадкой всегда выигрывал. По мнению Вениамина Смехова, в кино надо делать то, чего требует режиссёр, а в Театре на Таганке всегда присутствовал элемент сотворчества.
Литература
Вениамин Смехов.
Но с годами он вернулся туда, с чего когда-то начинал – к литературной деятельности. В 1970 году в журнале «Юность» впервые вышла статья Вениамина Смехова «Самое лучшее занятие в мире», вслед за ней – повесть «Служенье муз не терпит суеты». Актёр и сегодня считает это своей маленькой победой. Особенно было приятно, когда однажды в ресторане к нему подошли молодые люди, показали потрёпанный журнал «Юность», представились студентами журфака и сказали, что они этот номер с его повестью бережно передают из рук в руки, стараясь не «зачитать» его до дыр.
Вениамин Смехов.
Позже он начал писать мемуары, бережно перенося из своих дневников на страницы воспоминания о себе, о театре и об эпохе. Он специально выбирает для своих книг разговорный стиль, чтобы вовлечь читателя в беседу, заставить его задуматься и вместе с ним вспомнить о том, какие великие люди всегда были в нашей стране. А ещё он пишет потому, что не писать просто не может. Литература снова заняла главное место в его жизни и теперь уже его покидать не собирается. В своих книгах Вениамин Смехов говорит с читателем не только на правильном русском языке, он исповедуется перед тем, кто берёт в руки книгу, он общается на языке души. Возможно, именно поэтому его книги пользуются популярностью у людей, которым близка позиция актёра, режиссёра и литератора. Потому что это так важно – быть на одной волне с человеком, для которого Родина – русский язык.
Читать далее →