Отношения Тегерана и Москвы переживают охлаждение из-за Су-35? Предложения по покупке новых дронов из Ирана говорят об обратном.
Огромные дроны "Араш-2М" по мнению западных спцслужб, стали предметом переговоров российского военного ведомства и специалистов Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company. Фото Кудс.
Больше всех о неожиданном охлаждении между Тегераном и Москвой гомонят западные средства массовой информации пропагандистского толка. Для них любое расхождение интересов, или желание отстоять свои приоритеты сразу расценивается, как "отход от генеральной линии". Но мы понимаем, что и среди настоящих партнёров может быть всякое, в том числе и различные разногласия. Иран - страна сложная, и его политики достаточно чётко защищают национальные интересы. Россия от него никоим образом не отстаёт в этом вопросе, так что пения единым хором ожидать не приходится, у всех свои интересы. Теперь непосредственно к сделке с Су-35. Ещё в мае многие инсайдеры сообщали, что экспортная версия истребителей, якобы купленных Ираном, уже находится на территории этой страны, и идёт обустройство подземных баз для их содержания и стоянки. Об этом настойчиво твердили крупные израильские издания, с ссылкой на анонимные комментарии представителей собственных спецслужб.
Израильские военные из Хейль ха’Авир (военно-воздушных сил Израиля) храбрились, обещая вынести эту угрозу с помощью своих новеньких Ф-35. Но с выносом, по признанию военных аналитиков, имелись серьёзные проблемы, как логистические, так и в технологическом и боевом аспекте. В Иране сам факт серьёзного интереса к российской машине не отрицали, но прямо контракта не подтверждали, попутно говоря приятные вещи о нашей авиационной технике.
Речь, как известно, шла о двадцати четырёх истребителях Су-35СЭ, уже собранных и подготовленных к отправке в "Страну фараонов". Но Египет вышел из сделки под жесточайшим давлением американцев, в обмен на разрешение контракта на Т-90СМ и сохранение субсидий египетским военным со стороны Госдепа, и партия зависла в воздухе. В апреле 2022 года иранские лётчики прибыли в Комсомольск-на-Амуре, чтобы ознакомиться с машиной и вынести о ней экспертное мнение.
Су-35 из "египетской" партии в небе Приморья. Фото ОАК
"Сушка" иранцам приглянулась и контракт, казалось, был уже на мази (а может и есть до сих пор, никто точно не знает). Но в конце июля нынешнего года Министр обороны Ирана генерал Мохаммад Реза Аштиани, туманно заявил, что Иран возможно и сам способен удовлетворить свои нужды по боевым самолётам (что конечно не так, при всём уважении к возросшим технологическим возможностям этой страны).
На самом деле, подобные реплики ни что иное как элемент большого восточного торга, с которым наши торговцы оружием знакомы уже очень хорошо. Просочилась информация, что иранцы требуют технологий на целый ряд агрегатов, составляющих коммерческую и военную тайну. С учетом их успехов в деле "обратного инжиниринга" это чревато большими рисками. Плюс, двадцать четыре машины им было совершенно недостаточно. Они хотели шестьдесят, и в такие сроки, которые наша воюющая, на минуточку, страна им гарантировать и даже как-то обещать не могла.
Помимо технологического, имеется и некий политический аспект, из-за статуса острова Абу-Муса и нескольких других архипелагов в Персидском заливе. Россия признаёт их принадлежность за Объединенными Арабскими Эмиратами, из-за чего Тегеран на неё обижается. И вот вся эта достаточно традиционная в оружейном торге и дипломатических играх рутина и стала поводом для радостного карнавала различных политологов и медийных экспертов из Европы и Соединенных Штатов
Думается, что разногласия по сделке будут преодолены. Ну а если и нет, то такие самолеты нам и самим понадобятся. Трагедии из этого никто делать не будет. Фото МО РФ
Не будем торопиться делать выводы, ибо такие сложные и сильно политизированные сделки, как и политические торги идут, что называется, в долгую. Уверен, что Иран рано или поздно истребители получит, поумерив аппетиты, и с островами как-нибудь договорятся. А подобные трения между крупными игроками не возникают лишь в одном случае, если один из них несамостоятелен в решениях, как это всё чаще бывает среди членов Североатлантического Альянса. И даже там порой раз проходит не всё так гладко, достаточно глянуть на ту же Турцию.
А по поводу реакции Ирана, там тоже, похоже, всё это понимают. И новые дроны, предложенные иранскими аэрокосмическими гигантами нашему Министерству Обороны, один из явных признаков того, что отношения может и не самые крепкие (конечно не как с Беларусью), развиваются своим чередом, и испортить их было бы заветной мечтой наших коварных бывших "партнёров". А вот на дронах, которые сейчас внимательно изучаются компетентными службами нашего военного ведомства, хочется остановиться отдельно. К примеру, "Араш-2М", один из самых крупных дронов-камикадзе, существующих на рынке.
Иран очень отел бы, чтобы линейки дронов "Араш" и "Киан" производились на российских и белорусских площадках. Кадры МО РФ.
Его дальность, более двух тысяч километров, что приближает его к стратегическим крылатым ракетам, типа нашей Х-101. Масса боевой части тоже мало, или вовсе не отстает от ракетной (260 кг). И при этом он сохранил всю простоту и технологичность "Герани". Только представьте себе на секунду "рой" из таких "Арашей", которые ещё и летят заметно быстрее предшественника - "Шахеда-136". Интересной новинкой, показанной на форуме "Армия-2023" и предложенной к совместному производству стал "Шахин" с 28-кратным зумом цифровой камеры и собственным иранским тепловизором.
Всё это можно в ближайшее время разместить в производство на новых площадках по производству БПЛА в Алабуге, Калуге, Санкт-Петербурге и на предприятиях в Беларуси. Причем, иранцы кровно заинтересованы в этих промплощадках, поскольку собственные находятся под риском ударов Израиля и США. Так что сотрудничество продолжается, мостов никто не сжигает, и главное, не давит катком и банально шантажирует, как те же Соединенные Штаты Египет. И поводов для совместной работы и стратегического сближения гораздо больше, чем хотелось бы нашим недоброжелателям.