ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЕ КУРСАНТЫ СОВЕРШИЛИ ПОДВИГ В БИТВЕ ЗА КАВКАЗ
В августе 1942 года в г. Орджоникидзе (ныне – г.Владикавказ, столица Республики Северная Осетия – Алания) из курсантов и командиров находившегося в этом городе военного училища пограничных и внутренних войск НКВД СССР имени С.М. Кирова был сформирован Особый полк, которому предстояло встать заслоном на пути рвавшегося на Северный Кавказ и в Закавказье врага.
Ключом к Закавказью считался город Орджоникидзе, по планам наступательной операции «Эдельвейс» определённый германским командованием как направление решительного удара. С потерей этого города становилась реальной опасность прорыва врага к нефтеносным районам Баку и базам Черноморского флота. Утрата таких территорий и ресурсов означала для СССР стратегическое поражение на юге страны. Для отражения угрозы были брошены все имевшиеся в наличие силы. И прежде всего - отличавшиеся особой стойкостью части и соединения войск НКВД.
Подобно подольским курсантам времён битвы за Москву, сражавшихся до последней капли крови в октябре 1941 г. в схожих обстоятельствах, на битву за Кавказ отправились курсанты и командиры Орджоникидзевского военного училища войск НКВД. 12 августа из училища выпустились 993 лейтенанта, которые и стали основой создаваемого Особого полка войск НКВД. Из них и красноармейцев, только-только прибывших для поступления в училище, были сформированы составившие Особый полк три батальона. В свою очередь этот полк, возглавляемый майором П.Е. Есиповым, вошёл в состав Орджоникидзевской дивизии войск НКВД СССР, которой было поручено готовиться к боям, а с их началом – сражаться насмерть.
Именно в это время в исторических документах войск правопорядка и появилось упоминание должности «стрелок-лейтенант», означающей применение готового командира (лейтенанта) в качестве рядового бойца.
За сентябрь и октябрь, которые были выиграны благодаря упорству советских войск, сдерживавших напор наступающих гитлеровцев, «кировцам», отвечавшим за оборону подступов к Орджоникидзе и северо-восточной части города, удалось возвести оборонительные участки, которые позднее будут названы «неприступной крепостью».
С началом же боёв в первых числах ноября 1942 г. курсантские батальоны встретили врага на своём участке, отражая атаки танков и пехоты, во много раз превосходящей по численности самих курсантов. Когда 4 ноября попал в окружение находившийся на фланге «кировцев» 26-й Краснознамённый пограничный полк, группа курсантов под командованием лейтенанта Черноусова пробилась к нему на помощь, а после в течение ещё 36 смертоносных часов удерживала рубеж, потеряв убитыми почти половину своего личного состава.
На следующий день очаг битвы переместился к Заячьей балке и прилегающим к ней высотам. Курсанты атаковали, проявляя чудеса храбрости и находчивости. Захватив вражеский танк с боеприпасами, старший лейтенант Волков и капитан Вековищев из его орудия повели огонь по наступающим немцам.
10 ноября 1942 г. Особый полк войск НКВД начал наступление на населённый пункт Гизель и, тесня превосходящие силы противника в боевом содружестве с 34-м мотострелковым полком войск НКВД, овладел селением и занял оборону на его окраинах. Отмечено, что рядовые «стрелки-лейтенанты» и их училищные командиры сражались, как подобает воинам-чекистам и офицерам, одинаково напористо, инициативно и безоглядно. Так командир отделения лейтенант А.А. Злоказов заменил собой выбывшего из строя по ранению командира взвода, стрелок-лейтенант А.С. Николаев из снайперской винтовки поразил 10 гитлеровцев, а лейтенант В.Г. Баскаков – 30 гитлеровцев из станкового пулемёта.
Перечень таких одержанных побед удивительно долог. Как бесконечно горек и перечень понесённых курсантами в этих боях потерь.
Помимо обороны Орджоникидзе два отряда Особого полка во главе с комиссаром части батальонным комиссаром Запрейко по специальному заданию наркома внутренних дел СССР были направлены в тыл врага - «в Карачаевскую область - с задачей нарушить главную коммуникацию немецких войск по магистрали Микоян-Шахар – Хурзук», которую выполнили безупречно. В ходе этого рейда подразделение курсантов под командованием старшего лейтенанта Коломина из засады наголову разгромило в Чегемском ущелье колонну вражеских автомашин с пехотой.
Более 90 «кировцев» за совершённые осенью 1942 года подвиги были представлены к награждению правительственными наградами.