Во всё виноваты не нефтяники. Кто же всё-таки обрушил рубль?
Когда власти объясняют что-либо, они зачастую фокусируют внимание не на том, что действительно интересно. Так, например, как по мановению волшебной палочки с вечера 17 на 18-е курс рубля повернул вспять. Оказалось, что при желании он вполне управляем. Тогда возникает вопрос: кем управляем и почему? Несмотря на явные негативные последствия, ситуация устраивала ЦБ ровно до того момента, как курс доллара не перешагнул сотку.
Курс доллара на Московской бирже. Фото: moex.com
Рубль укрепился — празднуем?
Сейчас на Московской бирже за доллар дают меньше 93 рублей. Если кто-то считает, что ура, мы победили, рубль укрепляется, ключевая ставка сработала, то готовьтесь к разочарованию.
Укрепление рубля в течение пары дней — ещё не гарантия того, что курс развернулся. Поживём, как говорится, увидим.
А пока мы наблюдаем самое длительное падение национальной валюты в истории страны. Девальвация рубля идёт уже больше года. За это время курс обрушился почти в два раза. Причём за последние два месяца падение усилилось.
А вас, экспортёры, я попрошу остаться
Это стало предметом для срочного совещания президента, на котором присутствовали правительство и ЦБ. Также параллельно проходили встречи с представителями крупнейших экспортёров. От жёстких мер отказались, но вежливо попросили экспортёров возвращать валюту в Россию.
Самое интересное: спрашивали не столько с нефтяников, сколько с других компаний. Речь идёт о таких гигантах, как «Фосагро», «Еврохим», «Уралкалий», «Северсталь», НЛМК, ММК, «Металлоинвест», Evraz, ОМК, ТМК, UC Rusal, «Норникель», УГМК, РМК, выручка которых исчисляется миллиардами долларов. Например, «Фосагро» в 2022 году заработал $4,4 млрд, UC Rusal — почти $14 млрд.
Нефтяные компании продолжают ввозить валюту в страну по максимуму, потому что им нужно платить немаленькие налоги, обратил внимание политолог Георгий Гофт (цитата «Комсомольской правды»):
Тем не менее, неформально можно попросить уважаемых людей чуть-чуть поделиться. Речь идёт, прежде всего, о крупнейших российских экспортёрах, таких как производители минеральных удобрений, сельскохозяйственных экспортёров. Нефтяники в меньшей степени, потому что они платят тут довольно большие налоги и всякие акцизы, поэтому они вынуждены какую-то часть выручки возвращать всё равно. Тем не менее, может, и они чем-то поделятся
Как сохранить стабильность курса
Курс рубля на бирже — не что иное, как баланс между предложением и спросом. Если обе составляющие примерно равны, то курс не будет скакать как ужаленный. Вчера — 100 рублей за доллар, сегодня — 93 рубля.
За предложение валюты отвечают экспортёры. Они продают за границу свои товары, получают деньги и меняют их на рубли на Московской бирже.
За спрос на валюту отвечают импортёры. Они покупают на бирже иностранную валюту, чтобы оплатить поставки товаров из-за границы.
Крайне редко удаётся удержать обе стороны на равном положении. В какие-то годы импорт растёт, а экспорт падает, а компании не торопятся возвращать выручку на родину, как сейчас. В какие-то годы импорт рушится: валюта из страны не вывозится и возникает переизбыток, который некуда деть. Так было в 2022 году.
А есть ли валюта у эскпортёров
Ещё один момент, о котором многие забывают, — за часть экспорта теперь платят не долларами и евро, а другой валютой: рублями, юанями, рупиями. Как это влияет на курс доллара? Те же индийские рупии запрещено вывозить из Индии. Ежемесячно на счётах российских компаний в индийских банках скапливается по $1 млрд, писал Bloomberg. Снять и перевести выручку в Россию невозможно. То есть экспортёры может и готовы возвращать валюту домой, но не могут.
С рублями та же история. Если компания получила деньги за товар в российской валюте, то продавать на бирже нечего. Снова минус в части предложения валюты.
Газ за рубли сыграл злую шутку с Россией. Фото: realtribune.ru
Чтобы в такой ситуации сохранить баланс, надо не только продавать за рубли, но и покупать. Однако это намного сложнее. Одно дело, когда ты продавец, а товар у тебя если не дефицитный, то востребованный. Можешь более или менее диктовать условия — чем надо платить. Другое дело, когда ты покупатель. Мяч на стороне продавца. Он тебе диктует условия и указывает, какой валютой платить. О том, чтобы импорт покупался за рубли, можно только мечтать.
Тысяча и одна причина падения рубля
Но и это ещё не все проблемы, которые рушат российскую валюту. Давайте вспомним наших туристов. С марта 2022 года они ездят за границу с наличной валютой. То есть по чуть-чуть вывозят из страны доллары. Но делают это регулярно. А как все знают, вода камень точит. Обратного ввоза нет — никто с отдыха не возвращается с валютой. Скорее, с пустыми карманами.
Отдельного внимания заслуживают инвестиции. Для мира, наблюдающего, как из нашей страны массово уходят бренды, Россия выглядит непривлекательной. Признаков того, что ситуация изменится в ближайшее время, нет. Ждать притока иностранных инвесторов не приходится. Ещё один минус из необходимого притока валюты.
На самом деле это далеко не все причины, которые обрушивают российскую валюту каждый день. Но чтобы перечислить всё, не хватит вашего терпения.
Что с этим делать?
Единственный жизнеспособный вариант — потрясти экспортёров, заставив их не только возвращать деньги в Россию, но и принимать оплату в недружественной валюте. Рассчитывать на подобное не приходится. Во-первых, это противоречит политическому курсу. Власти не могут дать заднюю и отказаться от расчётов в национальных валютах. Во-вторых, пока властей устраивает курс рубля. Чем дешевле рубль, тем больше доходов поступит в бюджет. Дефицит никто не отменял.
Поэтому более реальное развитие ситуации — постепенный переход на расчёты в национальных валютах не только в экспорте, но и в импорте. Сколько времени это займёт, сложный вопрос. Но если перекос не устранить, рубль продолжит дешеветь. А мы будем жить с высокой ключевой ставкой, которая отчасти будет бороться с инфляцией, а в целом — тормозить экономику.