Алтайская сказка
Продолжение.
Начало в «НК» №№ 33, 34, 35
Когда мы начали готовиться к путешествию по Алтаю, то даже и не предполагали, сколько всего мы увидим. Оказалась, что всё охватить нам не удалось, поэтому есть планы вернуться сюда ещё и ещё.
А сегодня остров Патмос и монастырь Иоанна Богослова. Первая встреча оказалась очень удивительной и познавательной. Нас встретила вдова Виктора Николаевича Павлова. Об этом я хочу рассказать как можно подробнее.
Он коренной москвич, известный советский фотограф, более 30 лет посвятивший путешествиям по самым заповедным уголкам нашей страны. Больше всего он любил Сибирь, Дальний Восток. На Алтай Павлов попал в 70-е годы, делая фоторепортаж о Чемале. Как-то в Чемале местный житель показал ему старую фотографию с изображением церкви на острове. Павлов очень заинтересовался историей этого места, изучал информацию в архивах, расспрашивал местных старожилов. И постепенно загорелся идеей возродить храм на острове Патмос.
В результате мечта стала целью его жизни. Фотограф продаёт квартиру в центре Москвы, фотолабораторию со всем оборудованием и вместе с женой переезжает в Чемал строить храм. Жили здесь же, на берегу, напротив острова — сначала во времянке, потом построили деревянный дом.
Целых десять лет потребовалось на то, чтобы перекинуть мост между столетиями над водами Катуни. В январе 2001 года храм был освящён, а чуть позже Виктор Николаевич безвозмездно передал его Барнаульской и Алтайской епархии. Сейчас церковь относится к Знаменскому женскому монастырю Барнаула. На самом острове монахини не живут, там только проводятся службы, монашеский скит построен на берегу. Здесь же, возле Макарьевской церкви, среди сосен, и похоронен Виктор Николаевич Павлов — он умер через 10 лет после окончания строительства храма. Его жена, Галина Павлова (Гаянэ — так её зовут по паспорту, имя Галина принято при православном крещении) стала смотрительницей музея в их доме.
Музей бесплатный, нас встретила сама Гаянэ, красивая, ухожена женщина, про таких говорят — возраста нет! Историю своей жизни рассказывала с такой любовью, прям до мурашек. Да, многое при общении приводило в трепет и до слез. Сейчас здесь поднимают новый храм, и каждый желающий может приобрести именной кирпичик: это и помощь финансовая, и добрый вклад от всей души в строительство храма. Урал внес свой вклад на благое дело.
Итак, мы идем на мостик, чтобы пройти в церковь. Огромная очередь, все хотят попасть в это удивительное место. Перед самым подходом к церкви слева можно заметить икону на скале. Но заметить её может не каждый, а только очень внимательный человек. Это очень необычная наскальная икона. Однажды настоятельница скита увидела на этой скале образ Богоматери с младенцем на руках. Позже его «проявила», то есть высекла из скалы монахиня Знаменского монастыря, которая в мирской жизни была альпинистом и скульптором.
Я сама верующий человек, поэтому остров Патмос останется у меня в памяти просто примером того, как человек может мечтать и совершать настоящие чудеса. И, конечно, великолепными видами со смотровой, с острова, с покачивающегося под твоими ногами мостика.
После посещения такого чудесного места ничего не страшно. И мы начинаем путь по Козьей тропе. Не скажу, что тропинка прямо очень узкая, но слева скалы, справа Катунь, немного жутковато, главное — идти осторожно! Здесь очень красиво. Туда-сюда по Катуни бегают, летят, мчаться катерочки, лодочки.
Когда-то тропа была дикой и опасной, но сегодня её расширили, и теперь по ней гуляют толпы туристов. А виды там… Сказка! Почему же тропу назвали козьей? Есть много версий, но самая популярная — по тропе действительно часто гуляли горные козочки.
На протяжении всего пути было несколько смотровых площадок, на которых мы останавливались, отдыхали и наслаждались видами. И как же без фотографий — делаем обязательно!
Перекусив дикой вишней, которая оказалась удивительно вкусной, двигаемся на еще одну смотровую площадку, чтобы увидеть слияние Катуни и Чемала. У нас отличный гид, слушаем его, стараясь запомнить абсолютно всё. Главная особенность в том, что эти горные реки имеют разные цвета. И при слиянии на реке образуется явная полоса. В летнее время это слияние особенно различимо. Тёмная, глубокого изумрудного цвета река Чемал соединяется с мутно-зелёной Катунью. Осенью, когда Катунь становится бирюзовой, это слияние менее заметно.
Слияние рек также зовут местом силы. И это не случайно. Существует легенда, которая раскрывает этот смысл. Поспорили брат Чемал с сестрой Катунью, у кого воды сильней и кому земли алтайские за отцом ханом Алтаем наследовать. Сказал Чемал: «Мои прозрачно-зелёные воды благородны и чисты – быть мне первым в нашем роду, а в твоих водах, сестра, то мутно-белых, то бирюзовых столько всего перемешалось». Предложила тогда сестра Катунь: «Давай, братец, побежим с гор двумя потоками друг другу навстречу, сшибемся в схватке и посмотрим, чья возьмет». Помчались они с гор быстрыми потоками, налетели друг на друга, но поглотила Катунь воды Чемала в своих белопенных водах-кровях. И стала она в своем роду первой.
Вот такой красивой легендой закончился еще один день нашего пребывание в сказке Алтая. Завтра нас ждут новые приключения.
Кристина Передерий
Окончание следует