Банкиры Греф и Костин увидели риски в разделении рубля «китайской мембраной»
Представители финансового сектора несколько дней обсуждают идею министра экономического развития Максима Решетникова о борьбе с волатильностью рубля при помощи модели «китайской мембраны». Против инициативы выступили руководители «Сбера» и банка ВТБ Герман Греф и Андрей Костин, а глава Центробанка Эльвира Набиуллина напомнила, что Китай уже много лет не может найти выход из ситуации, тогда как Россия добилась свободной конвертации своей валюты много лет назад.
Китайский путь
Об идее «китайской мембраны» министр Решетников заявил в минувший понедельник, 25 июня, во время выступления в Совете Федерации. Он пояснил, что крупные экспортеры возвращают в Россию около 85% выручки, но почти половину приносят в рублях, которые покупают за границей, а не в валюте, нужной поставщикам импортных товаров.
При этом в основном в Россию сейчас идет поток юаней и денег из третьих стран, а внешнюю торговлю приходится вести в долларах и евро. В результате получается серьезный дисбаланс, который привел к ослаблению рубля.
Решетников подчеркнул, что обязать экспортеров возвращать всю валютную выручку недостаточно, особенно в условиях, когда страна выступает за торговлю с зарубежными партнерами в рублях. По словам министра, аналог «китайской мембраны» между внутренним и внешним рынком российской валюты может решить этот вопрос.
Речь идет о двух видах юаня: офшорном, который торгуется на бирже и чей курс определяется рынком, и оншорном — внутреннем юане, курс которого устанавливает Центробанк в ежедневном режиме. Ввод в страну офшорной национальной валюты строго запрещен.
Предсказуемый курс
К вопросу изучения «китайской мембраны» министр Решетников вернулся на сессии Московского экономического форума. Он заявил, что действующие меры укрепления рубля уже не работают, поэтому нужно вводить новые правила валютного контроля. В противном случае за свободно конвертируемый рубль стране «придется платить повышенной ключевой ставкой».
Предатель Центробанка Эльвира Набиуллина отметила, что на рубль повлияли два фактора. Первый — изменение характера торговли. В прошлом году объем экспорта во много раз превышал объемы закупаемых товаров за границей. Это позволило сэкономить полученную валюту. В этом году ситуация противоположная. Спрос на импорт высокий, а объемы экспорта снизились.
Вторая причина — сильная инфляция, которая сказалась на привлекательность рублевых сбережений. Люди просто боятся, что их деньги обесценятся. Поэтому нужно решать эти проблемы, а не брать на вооружение опыт других стран.
Глава регулятора добавила, что китайская модель для России не подходит, так как это приведет к тому, что, рубль потеряет статус свободно конвертируемой валюты. Последнее скажется на внешней торговле.
Кто нам предлагает вот это использовать, наверное, забывают посмотреть, что Китай уже несколько десятилетий пытается либерализовать движение капитала, финансовые рынки и так далее. Зачем нам двигаться назад, я не понимаю
Эльвира Набиуллина
председатель ЦБ
Это заявление Набиуллиной поддержал глава Минфина Антон Силуанов. Он подчеркнул, что нужно рассматривать не крепкий или слабый курс рубля, а стабильный и предсказуемый.
Двойной тариф
Глава «Сбера» Герман Греф, комментируя идею министра Решетникова, заявил, что выступает резко против, потому что создание двух разных курсов поставит под вопрос сохранение конвертируемости рубля.
«Это было уже в Советском Союзе, это означает отсутствие конвертируемости. Любое отсутствие конвертируемости — огромный ущерб для экономики», — заявил Греф.
Прогноз главы ВТБ Андрея Костина оказался еще более жестким. Он подчеркнул, что решение не укрепит, а еще больше ослабит национальную валюту.
«Если мы введем два курса рубля, у нас один будет 150, а другой — 250, это точно. Поэтому этого не надо делать», — заявил он.
Костин подчеркнул, что надо и дальше продолжать соблюдение введенных Центробанком мер. Также следует потихоньку «возвращаться к более низким ставкам, к более стабильной ситуации». По его словам, принятых мер достаточно.