От «Москвичей» до «Лады»: как Porsche доводила до ума советские автомобили
Компания Porsche отметилась во множестве совместных проектов с отечественными автопроизводителями. Совсем свежий пример такого сотрудничества — разработка лимузина Aurus. Но помогать доводить до ума наши автомобили немцы начали гораздо раньше.
412 С ПЛЮСОМ
В начале 1970‑х руководство АЗЛК понимало, что экспортный потенциал «Москвича-412» стремительно снижается. В былые году за границу отправляли до 60 % «Москвичей», а в 1970‑е продажи падали год от года. Особенно, конечно, на Западе. А эти рынки были для СССР были особенно важны, поскольку приносили столь необходимую стране твердую валюту.
В 1973‑м советская сторона обратилась, ни больше, ни меньше, как к инжиниринговому подразделению немецкой компании Porsche с просьбой предложить вариант модернизации «Москвича-412». Немецкая компания была хорошо известна своими разработками «на сторону». Модернизировать «Москвич-412» планировали естественно, подешевле, без больших переделок и затрат.
Немцы предложили небольшие, но как им казалось, важные новинки. Для 412‑го сделали черную по моде тех лет решетку радиатора и аналогичные по цвету надписи. Изменили панель приборов и явно устаревший тонкий руль. Предложили более современные и удобные сиденья с подголовниками и обивки дверей. Заодно сделали иными внутренние ручки открывания дверей. Типа тех, что в те годы делали на BMW.
Очень важным изменением стала установка запасного колеса, которое в «Москвиче» лежала в багажнике, справа вертикально под кожухом.
Идеи Porsche на АЗЛК не реализовали. Вместо модернизированного 412‑го в 1976‑м в производство запустили «Москвич-2140». Он, конечно, был современней «Москвича-412» не только по дизайну, но и технически. Появились, например, дисковые тормоза спереди. Но до западных одноклассников автомобиль, все равно, не дотягивал.
ДОРОГИЕ «МОСКВИЧИ»
А компания Porsche предложила и свое виденье совсем нового «Москвича» уже в 1973 году. Базовым предлагали седан длиной 4550 мм (на 150 мм длиннее, чем будущий «Москвич-2141»), с базой 2550 мм (на 30 мм меньше, чем у московского переднеприводного хэтчбека, появившегося во второй половине 1980‑х). Кстати, немцы видели новый «Москвич» с классической компоновкой.
Следом в Германии разработали эскизный проект двух семейств «Москвичей»: машины побольше с шестицилиндровым мотором, и поменьше — с «четверкой». В обширной гамме были и универсал, и спорткупе, и минивэн, и даже автомобиль, который сейчас назвали бы кроссовером. Машина с простым кузовом с мягкой крышей должны была иметь большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал, но монопривод. А потому остаться недорогой.
АЗЛК, как известно, идеями Porsche не воспользовался, пошел по иному пути, приведшему через десятилетие к «Москвичу-2141».
С «ТРОЙКИ» НА «ПЯТЕРКУ»
Сотрудничество между ВАЗом и Porsche возникло по инициативе советской фирмы «Внештехника». Немцев попросили предложить свой вариант модернизации ВАЗ-2103, направленный на улучшение экспортных позиций самых престижных в первой половине 1970‑х «Жигулей».
Специалисты Porsche перенастроили двигатель, улучшив его экологические показатели, но в основном занимались дизайном кузова и салона. «Трешка» получила более модный передок уже без хрома, зато с бампером — спойлером, обеспечивающим еще и улучшение аэродинамики.
Заметно преобразили и салон. Машина получила модный руль и современную панель приборов. Такой, как предложили немцы, «трешка» не стала, но некоторые идеи реализовали позднее в «Жигулях» ВАЗ-2105 и 2107.
MOSKVICH 924
Еще один не воплощенный в жизнь, зато очень интересный эпизод сотрудничества Porsche с СССР относится к середине 1970‑х, когда немецкая компания проявляла особый интерес к АЗЛК.
Прославленная фирма из Штутгарта предложили начать переговоры о производстве в Москве нового Porsche 924. Революционная для компании модель стартовала в 1976 году. В отличие от легендарного Porsche 911 это более демократичное купе сделали не заднемоторным, а с классической компоновкой, но для лучшей развесовки по схеме transaxle — коробка передач сзади. Базовый четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 2 л развивал 125 л. с. Позднее на Porsche 924 ставили и моторы с турбонаддувом мощностью до 210 л. с. Понятно, что сам АЗЛК вести предметные переговоры по такому вопросу и тем более самостоятельно принимать подобные решения не мог. Да и представить себе производство в СССР на заводе имени Ленинского Комсомола западногерманского спорткупе было, конечно, по меньшей мере, сложно. Скорее идея подходила для фантастического романа. Советская сторона, ожидаемо, не отнеслась к предложению немецкой стороны серьезно.
ПЕРВАЯ ВОСЬМАЯ
Самый масштабный и на сей раз очень успешный советско-немецкий проект — создания первого переднеприводного тольяттинского автомобиля ВАЗ-2108 «Спутник» (с конца 1980‑х — «Самара»).
Переговоры о сотрудничестве начали летом 1979‑го, а уже осенью заключили договор о совместном проекте по имени «Гамма». В Германию на полигон в Вайзас отправили первый переднеприводный прототип — «мул» еще в кузове ВАЗ-21011.
В Германии работала большая группа советских специалистов. Немецкие инженеры и испытатели участвовали в создании множества агрегатов и узлов, в доводке и испытаниях советского автомобиля. Инжиниринговое подразделение Porsche привлекало к созданию «восьмерки» и иные ведущие мировые компании. Например, компания ZF участвовала в разработке новой коробки передач для советского переднеприводного семейства. А всего при его создании СССР купил более двадцати западных лицензий.
Договор между СССР и Porsche действовал до 31 мая 1984 года, когда ВАЗ-2108 был уже готов к производству. В результате пятилетнего сотрудничества появился, наконец, современный, а для Союза революционный автомобиль — одна из самых больших удач отечественного автопрома за всю историю.
Что еще почитать:
Каким должен был стать «Москвич-2141» и почему из задуманного почти ничего не получилось