Анатолий Быков подсказал Генералову купить землю в красноярском Солнечном
На прошлой неделе на NGS24.RU вышел материал о том, кем был Евгений Шевелёв прежде, чем стать одиозным «феодалом» Генераловым из Солнечного. После выхода статьи с редакцией связался красноярец, который представился знакомым Шевелёва и сообщил, что может пролить еще больше света на прошлое Генералова. NGS24.RU пообщался с ним, убедился в достоверности рассказа и делится информацией красноярца (он попросил об анонимности).
— Чего мы еще не знаем о Евгении Шевелёве-Генералове?
— Женя Шевелёв родился в Волгограде. Он был средним [сыном] в семье, у него есть старший брат — К. и младший — А. Мать Жени из Красноярского края, но в какой-то момент переехала в Волгоград, там вышла замуж за Константина Шевелёва и родила троих сыновей. Константин был бухающий мужичок, и жили они там, насколько я знаю, плохо, очень плохо.
У матери Жени в Красноярске были родственники — кажется, сестра. Ее муж тогда работал в Енисейском речном пароходстве, и они тут, наоборот, жили хорошо. И родня в какой-то момент решила забрать уже повзрослевших К. и Женю и перевезти их в Красноярск (младший сын еще ходил в школу тогда). Тут благодаря связям их легко, без экзаменов устроили в Красноярский институт водного транспорта (речное училище).
Жили они в общаге училища на правом берегу города. Братья отучились и долгое время плавали на разных кораблях по миру. Они были много где. Это не условные Норвегия или Финляндия где-то здесь рядышком, а Средиземное море, Атлантический океан, Тихий океан. Женя несколько лет плавал, зарабатывал хорошие деньги. Потом, видимо, с зарплатами что-то произошло и плавать они перестали.
Женя всегда был очень скрупулезный, откладывал каждую копеечку, ничего никуда не тратил, был требовательный к себе и к остальным. Старший брат К. все деньги, которые зарабатывал, тратил. Сколько заработал, столько потратил. А Женя всё копил. Это с детства его черта. У него в общей комнате была тумбочка с замком, куда он складывал деньги. Он еще в детстве начал зарабатывать тем, что ловил и продавал рыбу в Волгограде, делал какие-то халтурки в школе. Что на летних каникулах заработал, он всегда всё откладывал.
И после ухода из плавания, где-то в 2003–2004 годах, он постоянно что-то делал, что-то мутил. Обналичивал кредиты, уже тогда на базовом уровне был ростовщиком. Перепродавал машины. Печатал наружную рекламу. То есть был такой с шилом в жопе мужик.
— А как он пришел к земельным сделкам и Солнечному?
— В определенный момент он познакомился со своей будущей женой Таней. Она была очень простой девчонкой, приятная в общении, такая тихоня. И она как-то была связана с Быковым (экс-депутатом, бизнесменом и криминальным авторитетом Анатолием Быковым). То ли танцевала в каком-то ансамбле, который спонсировал Быков, то ли ее родственники знали его, точно не скажу. Но Женя за это зацепился.
Ну вот у них, значит, наступает с Таней любовь. И после этого у Жени дела пошли в гору с какой-то космической скоростью. Быков его начал подтягивать к каким-то своим делам — легальным, нелегальным, этого я не знаю. Но у них были общие юристы, общие знакомые, Женя знаком с ним лично и часто бывал с ним на встречах.
И как-то Быков ему сказал: «Если есть деньги, скупай землю в Солнечном, потому что он весь по генплану Красноярска будет застраиваться». Женя начал покупать там землю, очень много. И потом, как мы знаем, всё пошло, как ему Быков и рассказал, и Женю теперь называют феодалом.
Он начал продавать эту землю застройщикам. Но по очень хитрым схемам. Это были абсолютно легальные сделки: он продавал определенные куски земли, но при этом дороги или еще какие-то важные участки оставались в его собственности. И он предлагал выкупать их либо застройщикам, либо городу. Так и начинались конфликты.
Какие именно там суммы фигурировали, я не знаю. Но застройщики с ним расплачивались квартирами, целыми подъездами. Я как-то видел документы, толстые папки сантиметров 10 высотой — это свидетельства о регистрации прав собственности на квартиры. Даже на тот момент это были не десятки, а сотни миллионов рублей.
— И что он делал с такими деньгами?
— Жил он, как по мне, очень странно. С таким огромным количеством денег ездил почти всегда на своей любимой машине — древней Toyota Harrier 1993-го вроде года. Он капец как ее любил. Были у него еще два «Хаммера»: военный H1, который сгорел, и H2, который он чуть ли не из Дубая привез. Было огромное количество техники.
У него есть большой дом в 300 квадратов, но нельзя сказать, что этот дом был супербогатый. Возникал диссонанс, когда он говорил, какие суммы зарабатывал, но при этом дома у него ты видел хреновейший ремонт, всё страшно, ужасно выглядит. Прямо деревенский дом.
Не знаю, как сейчас, но в 2014–2016 годах Женя ходил с Nokia 6230i, постоянно говоря, что лучше телефона нет (еще один человек, общавшийся с Генераловым с 2022 года, также рассказал NGS24.RU, что тот пользуется кнопочным телефоном. — Прим. ред.).
— А как с этим вяжутся сюжеты про самый дорогой унитаз, кухню за миллион рублей?
— Это всё правда. Он много в каких сюжетах на телевидении фигурировал. У него был и самый дорогой унитаз, и самая маленькая машина в Красноярске. Он привозил всякие водные скутеры в Красноярск. Ему нравилось показывать это всё. Еще он ездил в экспедицию на Land Rover на берег Маны искать самолет Ил-12, который летел из Пекина в Москву в середине века и таинственно разбился.
Он очень одиозный человек с манией величия, которому очень хочется показушности. Ему это важно. У него была фишка. Он всегда одевался очень просто, как механик с автомойки или как автослесарь. Мог купить в магазине самые ********** [стремные] зимние сапоги, которые выглядят как у гробовщика или как у охранника на базе. Но стоят они тысяч 40: «Смотри, — говорит, — у них электроподогрев ступни есть, прикинь, как круто».
В доме, несмотря на убогий ремонт, в углу стояло кресло массажное Yamaguchi, которое в «Планете» продается, условно, тысяч за 100 рублей. Висит дорогущий телевизор, а в спальне сейф, забитый деньгами.
Женя как-то странно жил. С одной стороны, он много тратил, с другой — как будто не выпячивал это. Он абсолютно непубличный человек. У него подставные компании, подставные лица, на которых он регистрировал недвижимость. Всё скрыто, там целая империя. Налогов он платил на десятки и сотни миллионов рублей. Это человек, про которого мало кто знает, но он миллиардер. Любимый ресторан у него был «Фон Барон», он любил туда ездить, его там знают, у него и свое место там есть.
У него не очень много друзей. Из родственников он общается с младшим братом в Волгограде. Отец его какое-то время бухал. Где-то в середине 2010-х Женя перевез его в Красноярск, подарил тут квартиру, устроил на работу куда-то электриком. Сейчас с мамой и отцом он практически не общается.
У Жени есть галочка определенная. Если совсем утрировать: «Если ты хочешь со мной общаться, изволь мне лизать жопу и показывать, какой я крутой и царь дворца. Классный, главный, красивый, умный и богатый». Это главное правило. Если ты перед ним не пресмыкаешься, ему неинтересно с тобой общаться.
— Судя по архивным сюжетам на телевидении, когда-то Генералов был очень публичным. Что произошло, почему он с какого-то момента стал сниматься для журналистов только со спины?
— Деньги. Пустил большие деньги в жизнь. Раньше ему нравилось это всё внимание, но не было таких денег. Единственной возможностью показать себя городу было купить какую-нибудь хрень.
— А почему он поменял фамилию с Шевелёва на Генералова?
— Он из бедной семьи, он не хочет общаться с родителями, старший брат у него три раза сидел по 228-й (статья 228 — о незаконном хранении наркотиков). В один из разов Жене предложили: «Мы твоего брата можем отмазать за определенную сумму». Женя ответил: «Нет, я не буду платить» — хотя у него уже тогда были достаточно серьезные финансы.
Мне кажется, он просто не хотел ассоциироваться со своей семьей, считал, что Шевелёв — простая фамилия. А Генералов его якобы символизирует как человека, который добился чего-то в жизни.
— Мне рассказывали, что в юриспруденции он разбирается лучше, чем среднестатистический юрист.
— Да, есть такое. Он сильно прошаренный в этом плане, потому что у него постоянно какие-то иски, суды и как ростовщик он должен знать все законы. У него прямо есть такой пунктик, что надо всё знать про законы в той области, в которой действуешь.
Женя — человек невероятного богатства, денег прямо жопой жуй. И он знает, что деньги должны работать. Он выдавал займы под залог недвижимости — в огромном количестве. По сравнению с компаниями у него были небольшие проценты, ниже рыночной ставки. Скажем, весь город предлагает 5% в месяц, а Женя — 2,5%. Но у него всё очень жестко. Если ты месяц выплату просрочил, он разбирается. Есть уважительная причина: «Окей, в следующем месяце заплатишь». Но если ты не платишь, он у тебя просто отберет недвижку, и всё.
Поэтому ему в Солнечном, помимо земли, принадлежит еще огромное количество магазинчиков, пивных точек. Напротив Нанжуль-Солнечного есть автосервис, где-то рядом с остановкой. Это его, он сдает его в аренду. Я не думаю, что он покупал все эти точки. Это всё он получил под залог и забирал себе. Абсолютно легальные схемы. Просто очень грамотный, жесткий ростовщик.
— В скандальных новостях Генералов появляется с 2015 года. Почему взялись за него только сейчас? Есть версия про влиятельную крышу, которую он потерял.
— Нет, никакой крыши. Можно порассуждать о роли Быкова: что когда он был на свободе, то всё было нормально, а потом Быкова посадили и всё, крыши нет. Но Быков давно потерял какое-то политическое влияние, а бандитское — тем более.
Поэтому я думаю, что это просто копилось со временем. То есть сначала Женя поставил блоки на дороге, что-то перекопал, потому что его бесило, что город не хочет платить за землю, по которой ездят машины. Администрация настаивала, что на его земле должны быть дороги общего пользования. Его это разозлило. И по закону он мог поставить блок и перекопать эту землю.
Потом на его стоянке упала опорная стена. Хотели на него ответственность повесить, типа и стена тоже его. Но не получилось. Он с юристами сказал: «Нет, это стена города, и город за ней не следил. Или застройщик не проследил и не укрепил». Еще одна капелька упала на нервы чиновника.
Или вот Женя выступает в горсовете по поводу генплана и застройки Солнечного. Говорит там какие-то мысли, которые не нравятся городу. Еще одна капелька.
И я не очень верю в то, что ему сейчас вменяют, за что его задержали. Какие-то халтурки, мошенничество на несколько миллионов рублей. Тем более там два подельника, то есть надо сумму еще делить на три.
Зачем ему это делать, если у него дома лежит в 10 раз больше, а на счетах — еще намного больше? Когда у него земли только вокруг Солнечного на миллиарды рублей. Если бы сейчас можно было проверить собственников земли в Росреестре, то можно было увидеть, сколько там на Женю, на его подставные компании и лица зарегистрировано земли. И это только Красноярск, а еще есть в Москве и за границей. Я уверен, там объем капитала очень большой.
Поэтому мое мнение: просто он всех задолбал. Так задрал весь город своим Солнечным, что его решили убрать. Он — шило в жопе нашей администрации и многих застройщиков.