Композитор из Коми Лукас Сухарев: «Я хочу, чтобы моя музыка меняла мир»
Бывший ученик гимназии и колледжа искусств Сыктывкара уже не раз завоевывал любовь публики на конкурсах. Сейчас он учится в Москве, но не забывает о своей малой родине, где скоро выступит с концертом. Молодой творец рассказал БНК в блиц-интервью о своем творчестве и приближающемся выступлении.
— Лукас, когда Вы увлеклись музыкой?
— На меня очень сильно повлияли родители. Уже в детстве, когда мне было около пяти лет, меня водили на концерт «Асъя кыа». Хорошо помню, как «забойно» на ударных исполняли песню «Валенки». Тогда родителям стало понятно, кем я стану. Как только чуть подрос, меня отправили в Гимназию искусств.
Правда, это был не мой выбор, но я смог постепенно полюбить свое дело.
— Тяжело ли было овладеть ударными?
— Мне музыка давалась легко. Я скажу крамольную вещь: ударные не тяжело освоить. Это ведь первые музыкальные инструменты, которыми начал пользоваться человек. Намного тяжелее играть на них музыку.
— Какими инструментами еще владеете?
— Я умею играть на фортепиано и на многих оркестровых ударных, например, на барабанах, ксилофоне и литаврах. Но во время выступления в ход могут идти и гири, наковальни... Тут уж выбор инструментов ограничивается только фантазией автора. Можно использовать даже собственное тело, если ритмично ударять по нему.
— Сейчас Вы учитесь в Московской консерватория имени Чайковского. Почему выбрали именно ее?
— Это самый лучший в стране вуз для музыканта. Еще в колледже искусств я участвовал в конкурсе имени Холопова, который организовала как раз эта консерватория, и получил престижное второе место. Тогда они высоко оценили мой талант. Мне кажется, они меня уже с того момента ждали.
— Как находите идеи для музыкальных композиций?
— Раньше, когда учился в Сыктывкаре, я восхищался здешними деятелями культуры, например,солисткой Театра оперы и балета Галиной Петровой, и писал для них музыку. Но меня вдохновляли не только люди, но и северная природа. Я помню, как проезжал мимо Уральских гор, и об окно резался холодный воздух. В тот момент музыка сама начала рождаться у меня в голове.
Конечно, обойтись одним только вдохновением нельзя. Часто мне приходилось создавать композиции, чтобы придумать репертуар для конкурса или просто выполнить задание по учебе.
— А как строится сам процесс написания?
— Самый мой любимый и плодотворный способ написать музыку — это собраться с такими же композиторами и в дружеской обстановке начать творить. У тебя нет сроков и регламентов. Вы просто это делаете, потому что друзья. В этом случае получается продукт самого лучшего качества, написанный с вдохновением, с любовью к каждой ноте.
Именно так появилось произведение «Monkey Etudes». Мы его создали вместе с моим хорошим товарищем Филиппом Карандеевым.
— Вы участвовали в самых разных конкурсах. Какой запомнился сильнее всего?
— Одним из таких соревнований была «Северная рапсодия», проходившая в Череповце. В тот день я выступал с сольной программой. Как только закончил первую композицию «Хоровод гномов», зал разорвался аплодисментами. Тогда я растворился в музыке. Ну и, конечно, получил первое место.
— Скоро у Вас будет концерт в Сыктывкаре. Почему решили провести его именно здесь?
— Мне предложила это сделать художественный руководитель филармонии Ольга Моисеевич. Я ее знаю еще с гимназии. Она одна из тех, кто привила мне любовь к музыке. Думаю, что без ее поддержки и помощи не было бы этого проекта.
Кроме того, Сыктывкар – это мой дом, где меня знают и любят. Для меня это место силы и отдыха.
— Это первый концерт, посвященный лично Вам. Вы волнуетесь?
— У меня нет ни волнения, ни чувства неизвестности. Организовывать такие концерты сложно, но я уверен, что сделал все возможное.
— Вы смогли сработаться с музыкантами, которые участвуют в представлении?
— Я все-таки прожил в Коми 21 год, поэтому со многими уже знаком лично. Например, с музыкантами из Театра оперы и балета мы работали раз 10: и они мне аккомпанировали, и я сам играл как член оркестра.
Из филармонии в концерте еще задействовали другие коллективы, например, женский хор «Асъя кыа». Я с ними пока что не работал, потому что нахожусь в Москве. Мне порой отправляют фрагменты репетиций. По ним я вижу, что мы друг друга понимаем, чувствую заинтересованность руководителей. Так что за музыкальную часть концерта я спокоен.
— На выступлении прозвучит много стихов поэта Хармса, которые Вы положили на музыку. Откуда такая любовь к нему?
— Мне бы самому хотелось узнать это. Тексты Хармса оказались очень музыкальными. Каждый раз, когда я открываю его сочинения, я нахожу глубину, которую мне интересно исследовать. Это мой персональный поэт.
— Вы уже учитесь в престижном вузе, через несколько дней будет личный концерт. Какая Ваша следующая цель?
— Сейчас я просто хочу, чтобы моя музыка меняла мир через людей, которые ее слышат и чувствуют. Кроме того, для меня очень важно сохранить искренность в своих произведениях.