Республика Молдова: разрушенное государство
День за днем, месяц за месяцем, год за годом молдавский политический класс совершал самое главное свое преступление — уничтожал молдавское государство.
И это маниакальное стремление стало чем-то вроде отличительной особенности, своеобразной манией местных элит. Объединение с Румынией, правовой нигилизм и нарушение Конституции, передача самых важных стратегических инфраструктурных объектов иностранцам (энергосетей, порта Джурджулешть, банковской системы), открытая торговля суверенитетом, делегирование права контроля на границах (в том числе документов) международным структурам — разрушение молдавской государственности принимало самые разные формы. Но, по сути, все эти формы были лишь способом преступного обогащения.
Криминализация молдавской политики началась сразу после провозглашения независимости.
Да, когда Союз распался, захват собственности и различные криминальные схемы стали общим местом для всех постсоветских республик. Но в ряде государств, например, в Белоруссии, криминализация политики была остановлена. Однако в Молдове процесс шел постоянно.
Воз и маленькая тележка
Местные наблюдатели со стажем могут собрать воз и маленькую тележку всяких сюжетов о криминальных действиях политиков.
Например, об изготовлении в 90-х паспортов и удостоверений личности по заказу государства определенными фирмами и об «откатах» семье президента. О захвате сельхозземель при аграриях. О часах «Роллекс» за 30 тысяч долларов на руках премьера самой нищей страны Европы. О дипломате, начиненном пачками долларов, якобы «забытом» в приемной премьера. О захвате перерабатывающих предприятий премьером, обещавшем демократию и процветание Молдове.
О сыне другого президента, якобы утверждавшего на шумном дне рождения, что «у него 4 миллиона рабов». Об уголовных делах на этого сына и другого сына того же президента
О колоссальных взятках во время приватизации центральных и южных энергосетей. Счетная палата утверждает, что казна не досчиталась сотни миллионов долларов.
Сколько этих историй известно! Криминальные деньги легко ломают характеры и превращают политиков в циничных дельцов.
Голос народа: я бы убрал всех этих «гондурасов»
Народ все видел. В декабре 2000 года в разгар президентских выборов 50 семей комбатантов захватили элитный дом. Здесь должны были получить квартиры депутаты. Полицейские тогда объяснили свои действия так: «Живут люди хуже, чем в тундре. По трое-четверо детей в одной комнате. Многие инвалиды, после войны заболели. А наши парламентарии хотят такие привилегии, квартиры по 100 квадратов! Бесплатно! Не слишком жирно им будет? Будет жирно! Хватит!».
«Если бы я знал в конце приднестровского конфликта, что нас ожидает такая нищета, я бы не сдал оружие, а убрал бы этих «гондурасов», убрал бы всех, отправил бы в Криково, на зону, туда, котельцы резать чтобы строить дома».
«Деньги народные куда идут? Мафии, в коррупцию, в бандитизм…».
Правление «гангстеров»
После прихода к власти коммунистов и небольшой передышки народ вновь стал замечать неладное, и появились анекдоты о сыне президента, который все «строил» в этой стране. А потом и о его друге-«плохише». «Плохиш» имел солидное криминальное прошлое, но это не помешало ему создать партию. Он ее просто купил вместе с политиками, которые изображали из себя кристально честных.
После погромов апреля 2009 года началась новая криминальная страница, названная «евроинтеграцией». Привалившие с Запада миллиарды разворовывались подчистую. Политики не стесняясь называли друг друга «гангстерами». Доверенные лица олигархов ходили с барсетками и покупали депутатов, чиновников, а на выборах - и избирателей.
О захвате государства заговорили высокопоставленные чиновники Совета Европы. Страна превратилась в криминальную структуру, управлялась преступниками и бандформированиями, которые выдавали себя за партии.
Все было так запущено, что непримиримым геополитическим противникам - США, России и ЕС - пришлось объединить на время усилия и выгнать из страны Плахотнюка и его партнеров.
Затем одна из сторон, США, которая контролировала общественно-политическую жизнь Молдовы с 2009 года, решила, что переходный период закончился.
Сообщество «хороших людей»?
Новая сила PAS, которой управляли из-за океана, объявила себя «хорошими людьми». Это так?
Первыми образ разрушили сами члены PAS, когда признали, что их предвыборные обещания о «хороших временах» - преднамеренная ложь. По сути своей они заурядные политические мошенники, как и их предшественники. А по-другому быть не может - Майя Санду и ее коллеги «вышли из шинели» Влада Филата, уволенного за коррупцию и осужденного за извлечение выгоды из влияния.
Некоторые члены «команды», вроде кандидата от PAS в генпримары Лилиана Карпа участвовали в преступном сговоре и поддержали выдвижение Плахотнюка на пост премьер.
То есть о политической «девственности» PAS могут говорить лишь слабоумные или лишенные памяти.
Нет смысла копаться в деталях криминального прошлого «альянсов за евроинтеграцию», достаточно будет упомянуть лишь основные индикаторы криминальной связи нынешних руководителей.
Голосование членов PAS за выделение преступным кланам миллиардов из НБМ («кража века») и передача в концессию аэропорта.
Работа в рамках коррупционно-криминального правительства Филата, а также в кабмине Юрия Лянкэ, ответственного за банковское мошенничество. Ни Майя Санду, ни Игорь Гросу не возвысили голос против коррупционной деятельности коллег, были частью преступных альянсов с олигархическими семействами, которым сейчас якобы объявили войну.
Выход за рамки закона
Правопреступлением стала борьба PAS с бывшей партией «Шор» и ПСРМ, которые попали в парламент по воле избирателей в 2021 году. Для их преследования используется репрессивный аппарат.
Самый вопиющий случай — арест генпрокурора Александра Стояногло, указ о его отстранении от должности, а спустя почти два года - об увольнении. В указе президента сказано, что судебного решения пока нет, нет юридических доказательств – а есть рекомендации «партнеров».
Арест лидера ПСРМ Игоря Додона. Следствие длится более года, ограничения на выезд за границу сняты - убедительных доказательств вины нет. Дела могут быть квалифицированы как политическое преследование.
И, наконец, лишение конституционных прав быть избранными 102 человек, связанных с партией «Шор».
КС принял решение о незаконности положений Избирательного кодекса, запрещающих ряду лиц участвовать в выборах. На второй день правящая партия внесла поправки в законодательство, дающие право ЦИК на основе подозрений, материалов следственных органов или спецслужб отстранять нежелательных. Это было сделано в разгар местных выборов, без заключения Венецианской комиссии, с нарушением процедур – и эти действия PAS также можно квалифицировать как правопреступление и политическое преследование.
Если власть сознательно нарушает законы, Конституцию, что равнозначно узурпации власти, - это дает право говорить о преступном характере режима.
PAS ничем не отличается от своих предшественников
Выгораживая депутатов PAS, нарушающих Конституцию, а также решения КС, Майя Санду объясняет это необходимостью бороться с иностранным влиянием, исходящим от России: «Преступная группировка, использующая грязные деньги из РФ, не имеет ничего общего с демократией. У нас есть международные обязательства, мы уважаем их, но мы не можем играть в шахматы, когда Россия нас обыгрывает в боксе».
Если Молдова начнет играть с Россией в «бокс» - у Москвы не останется шансов на победу?
Разговоры о деньгах напомнили о недавней поездке президента в США, где Санду получила премию «Борец за свободу» Центра анализа европейской политики – CEPA. Главное направление в его деятельности - укрепление трансатлантического альянса посредством передовых исследований, анализа и программ. Среди спонсоров CEPA - НАТО, NED, госдеп, технологические гиганты и производители оружия.
И это не первая подобная премия. Санду наградили в декабре 2022 года в Вашингтоне премией Мадлен К. Олбрайт национального демократического института США (NDI), также субсидируемого федеральным правительством. Разве это не иностранное финансирование, с которым борется PAS? И это только на «сцене», а что же за «кулисами»?
Саму PAS создали в основном представители НПО, которые содержатся Западом. Правительство PAS не без оснований называют «колониальным» и марионеточным. По рождению и методам действий партия ничем не отличается от предшественников, бывших не в ладах с законом.
Раскуроченный, разбитый вдребезги автомобиль
Больше 30 лет политическое ядро общества имеет криминальное лицо. Партии, добиваясь своих целей (обогащение на торговле суверенитетом), развратили парламент, правительство, юстицию, включая прокуратуру, суды и КС, систему безопасности, СМИ, НПО, местную власть. Все прогнило.
Партии и правительство подкупают и граждан, используют бюджетные деньги, чтобы поддержать примаров, отдают команды за кого голосовать через подконтрольные госструктуры, оплачивают партийные митинги.
Раздача наличных и пакетов с продовольствием были привычным делом. В менталитете граждан закрепилась формула: все политики воруют, но только делится». Как же нужно было искалечить сознание православных, чтобы человека, который сам признался, что в «краже века», воспринимали как Робин Гуда!
День за днем, месяц за месяцем, год за годом политики совершали главное преступление – разрушали государство. И это единственное, что у них действительно получилось. Теперь, словно раскуроченный, разбитый вдребезги автомобиль, государство восстановлению едва ли подлежит.
Сергей ТКАЧ
Мejdurecie.md