Свершилась явная несправедливость!
Как только объявляется список получивших государственные награды, в обществе начинают раздаваться возгласы недовольных. Это и понятно: желающих много, а наград на всех не хватит.
Да, награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных. Но не всегда бывает так. Такая несправедливость талантливых людей только вгоняет в крайнюю тоску, а у честных людей развращает нрав.
Именно такой казус случился на днях, когда общественность Казахстана узнала имена писателей, которые были награждены высокими званиями, орденами и медалями. Однако большой спор вызвал тот факт, что среди тех, кто получил почётное звание «Қазақстанның халық жазушысы» не оказалось имени известного писателя Адольфа Арцишевского.
По мнению многочисленных моих друзей и коллег среди русскоязычных писателей Казахстана самым достойным на это звание “Қазақстанның халық жазушысы” был и остается именно он – Адольф Арцишевский.
Он превосходит своих коллег по всем параметрам: и по таланту, и по вкладу в казахскую культуру, и по написанным произведениям…
В этом отношении никто из живущих русских писателей в Казахстане с ним не сравнится!
В одном лице он и прозаик, и поэт, и публицист, и переводчик, и культуролог, и искусствовед, и актёр.
У него удивительная судьба: тяжёлая, трагическая и в то же время насыщенная интеллектуальной жизнью. Сам он так оценивает её: «Жизнь слишком рано началась всерьёз… Жизнь не щадила, годы послевоенные, а это голод, обиды, боль. Но в том-то и везение моё, и счастье: если ты сам не испытал боли, ты не поймешь боль другого. Я считаю, что боль делает художника художником».
В середине 1975 года вышла знаменитая книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я», ставшая литературной бомбой в Советском Союзе. Естественно, разразился небывалый скандал. Под жестокий прессинг попал не только автор, но и Адольф Арцишевский, как первый редактор этой умной и бесстрашной книги. В итоге начались гонения, безработица, бесквартирье, безденежье. Его имя было под запретом в литературных кругах и примерно десять лет он не мог пробиться в печать.
Именно в те годы, будучи студентом, я впервые услышал о нём. Прошли годы, я уже работал в Союзе писателей в Бюро пропаганды. Наша организация, на самом деле, реально пропагандировала казахстанскую литературу, отправляя писателей в командировки для встречи с читателями по всему Казахстану. Обычно ездили по три писателя. Вернувшись из командировки, каждый из них получал гонорар в размере 450 рублей. Согласитесь, за неделю заработать такие деньги – это солидная сумма для тех времен.
Однажды в фойе здания Союза писателей я встретил Адольфа Альфонсовича. Он как раз вернулся из Москвы, завершив своё второе высшее образование в Литературном институте им. Горького.
— Хотите, я отправлю Вас в командировку от Бюро пропаганды? – спросил я у него.
Адольф, как сам вспоминает, «осатанел от такого неожиданного предложения: не было ни гроша, да вдруг – алтын».
Сказано – сделано. Так я познакомился с ним.
А вот близкое знакомство с Адольфом случилось в 1993 году, когда я открыл газету «Новое поколение». Он явился в редакцию не один, а со своим «прайдом»: с сыном Аркадием, его подругой, молодым пареньком по имени Саша – компьютерщиком. Я их всех принял на работу. И так мы с ним (с небольшим перерывом, когда я находился в политической эмиграции в США) поработали аж до 2016 года, пока я не ушел из газеты Central Asia Monitоr.
За эти годы Адольф написал несколько сот блистательных статей, перевёл на русский язык многих казахских прозаиков, таких как Ильяс Есенберлин, Аким Тарази, Калихан Искаков, Баккожа Мукаев и др., издал 35 собственных книг прозы, поэзии и публицистики. О своём творчестве Адольф Альфонсович так выразился: «За 30 лет советской власти я издал всего шесть книг, а за пять последних лет жизни в суверенном Казахстане у меня вышло семь книг. Я остался человеком живым, встревоженным, ищущим трепетное слово, чтобы выразить трепетное слово, чтобы выразить неповторимость человеческого бытия».
Кстати, его прозу высоко оценили выдающиеся советские литераторы Юрий Нагибин и Виктор Шкловский, ценит Олжас Сулейменов, а Герольд Бельгер сравнивал его произведения с высокими образцами русской классики.
А поэт он великолепный, со своими открытиями, обогатившими русский стих новыми гранями, новой темой, богатством красок. В его стихах есть и романтический порыв, и темпераментное слово.
А сколько проникновенного лиризма, нежной любви в его лирических стихах. Не могу не привести любимое мной его стихотворение, посвящённое красавице-жене Маргарите:
А может, правда: врут календари?..
Опять засентябрило в марте.
Ругать природу иль благодарить
За эти несуразные помарки?..
Я заблудился в круговерти дней,
Все спуталось – весна и осень.
Люблю тебя еще сильней,
Хоть на душе и в сердце проседь.
Я понимаю: я случайный гость –
Октябрь хмурый в солнечном апреле.
Душа моя – заброшенный погост,
Где спят мои надежды и потери.
Но сердце, позабывшее себя,
Живущее отдельно, где-то рядом,
Цветёт безумное в морозы декабря,
Когда с тобой соприкасаюсь взглядом.
Адольф Арцишевский большой знаток оперного и музыкального искусства. У него редкий по знанию и слуху талант выявлять молодые способные дарования.
Я полагаю, что творчество Арцишевского ещё не получило должной и заслуженной оценки. Но одно бесспорно: оно подлинно демократичное, потому что все, о чём или о ком он писал, будь это старики или дети, сибирские реки и матросы, труженики села, степи, полей, ум и отважная сила казахских джигитов, человеческая красота, благородство врачей, гостеприимность народа, его искрящийся талант — всё это вы найдёте в книгах автора.
Насколько возвышенна и благородна сама жизнь Адольфа Арцишевского – настолько же пропитаны этими качествами страницы его благословенных книг.
Адольф Альфонсович в жизни добрый, искренний, деликатный, честный человек, преданный мужской дружбе. Ну кто же в наш суматошный век будет тратить своё время и средства, чтоб собрать по крупицам лучшие произведения ушедшего в иной мир друга, талантливого критика Виктора Бадикова и издать их отдельной книгой.
Такой благородный поступок может совершить только Адольф.
Но главный его талант — это невероятная готовность прийти на помощь ближнему, добросовестно и в срок выполнить задание главного редактора, порадоваться за успехи друга и быть принципиальным в защите чести и правды.
Вот таков мой блистательный Адольф!
Ещё одна важная деталь: в стране нет ни одного известного деятеля искусства и литературы, врача о котором бы не написал Адольф Альфонсович. Другими словами, он совершил титанический труд.
При этом остался скромным человеком.
Жаль, что во власти об этом не знают или не хотят знать. Она перепутала слона с моськой.
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.