Лилию Чанышеву поставили на профилактический учет в следственном изоляторе
Сотрудники изолятора объяснили это решение тем, что активистка «склонна к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности». Чанышева отметила, что не совершала каких-либо проступков в заключении.
«Я стала возражать, что в уфимском СИЗО меня не ставили на подобный учет. Но ответ удивил: якобы в моем личном деле есть соответствующий протокол СИЗО № 1. То есть меня не приглашали на комиссию и ни о чем не уведомили, но на учет поставили», — пишет Чанышева.
Заключенная попросила предоставить ей материалы, согласно которым ее поставили на учет, но сотрудники изолятора ей отказали.
О переводе Чанышевой в дюртюлинский СИЗО, который находится в 120 километрах от Уфы, стало известно в первой половине октября. Бывшая глава штаба Навального регулярно жалуется на нарушения в изоляторе. Так, в СИЗО нет душа, и ей приходится использовать ковшик с тазиком. Женщине не отдают все передачки и не позволяют пользоваться ее ортопедическими тапками из-за того, что в них есть магниты. Кроме того, ей стали запрещать делать звонки.
В июне Кировский районный суд приговорил Лилию Чанышеву к семи с половиной годам колонии по статье о создании экстремистского сообщества и/или участии в нем с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 282.1 УК). Ей также назначили штраф 400 тысяч рублей, запрет на семь лет администрировать сайты, проводить и посещать массовые мероприятия и два года ограничения свободы после отбытия наказания. Из-за истечения срока давности женщину освободили от наказания по статьям о публичных призывах к экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 280 УК) и участии в деятельности НКО, посягающей на личность и права граждан, (ч. 3 ст. 239 УК).
Чанышеву задержали в ноябре 2021 года. Сначала активистка находилась в СИЗО в Уфе, но после ее перевели в Москву, так как ее дело расследовал Центральный аппарат СК. Летом 2022 года стало известно, что ей несколько месяцев запрещали телефонные звонки и свидания с родителями и мужем. В феврале 2023 года женщину этапировали обратно в Уфу для участия в судебных заседаниях.
9 июня 2021 года Мосгорсуд признал Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Алексея Навального экстремистскими организациями. Позднее апелляционный суд утвердил это решение. После этого сторонники оппозиционного политика начали массово уезжать из России.
В конце сентября 2021 года Следственный комитет сообщил, что против Навального и его соратников, а также других активистов возбуждено дело об экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК). Позднее стало известно, что к этому делу присоединили еще несколько дел, возбужденных ранее в отношении политика и нескольких ключевых фигур в его структурах. В настоящее время в рамках одного дела, помимо статьи об экстремистском сообществе, имеются также статьи о финансировании экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.3 УК), о легализации денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем (п. «б» ч. 4 ст. 174 УК), о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 2 ст. 239 УК) и о вовлечении несовершеннолетних в опасную деятельность (пп. «а», «в» ч. 2 ст. 151.2 УК). В августе 2023 года Навального приговорили к 19 годам колонии особого режима.
В рамках дела об экстремистском сообществе в январе экс-сотрудников штаба Навального в Архангельске Егора Бутакова и Елизавету Бычкову приговорили к году ограничения свободы. В июле приговор вынесли экс-координатору штаба в Барнауле Вадиму Останину — девять лет колонии общего режима. В августе бывшему техническому директору «Навальный LIVE» Даниэлю Холодному присудили восемь лет колонии общего режима. В октябре 2022 года волонтершу этого штаба Ольгу Школину заочно арестовали — летом она уехала из страны. Кроме того, в декабре того же года бывшему координатору иркутского штаба Навального Захару Сарапулову назначили год условного лишения свободы. Под запретом определенных действий находится экс-координатор томского штаба Ксения Фадеева.