«Наивные и ответственные»: челнинцы рассказали о коллегах-мигрантах
Испытывают большой стресс
Олег Ганнушкин, частный предприниматель, занимающийся производством автокомпонентов, рассказал, что у него работает два молодых парня из Туркменистана.
"Один по-русски говорит хорошо, второй не очень. Они приехали сюда, чтобы заработать денег, купить у себя на родине дом и жениться. Очень работящие и непьющие. Учатся быстро тому, что делается руками. Работу выполняют качественно, дотошны к мелочам. Один из них очень быстро освоил работу на токарном станке и выполняет ее хорошо", – поделился предприниматель.
Остальные рабочие относятся к ним по-доброму. Их приняли тепло. Помогали ориентироваться в городе, с поиском жилья, показали, в каких магазинах, что и как покупать, чтобы экономить.
"Многое, что для нас обыденно, для них – суперкомфорт. Например, наличие водопровода и горячая вода круглосуточно. Поэтому комната в малосемейке им кажется очень хорошим вариантом", – рассказывает Олег.
Он предполагает, что сейчас такие ребята, оказавшиеся в чужой стране, испытывают огромный стресс, так как им приходится одновременно учить язык, осваивать ремесло, которым они зарабатывают, и вникать в бытовые нюансы жизни в городе. Они не знают, как у нас все устроено, поэтому поступки местных жителей для них – это инструкция к действию, они копируют манеру поведения окружающих их людей.
"И важно показывать им хороший пример", – уверен бизнесмен.
Его работники из ближнего зарубежья рассказывали, что сначала были в Москве, их обманывали – не платили денег.
"Они очень наивные. Поскольку оказались в чужой стране, им сложно отличить, где правда, где шутка, а где обман", – отметил предприниматель.
Большой минус – незнание языка
Бригадир на машиностроительном предприятии Вагиз Хабибуллин, у которого в подчинении есть мигранты из Узбекистана, рассказал, что они очень ответственные.
"Работают очень шустро. Если местные частенько ищут возможность побездельничать или могут начать оспаривать решение начальника, то эти все задачи выполняют без лишних разговоров", – отметил Вагиз Хабибуллин.
Главная проблема приезжих, считает он, неспособность отличить правду от лжи.
"Коллектив по-доброму иногда подшучивает над этими ребятами. Например, переставил какую-то деталь работник, а ему на полном серьезе говорят, мол, ну все, теперь беги к бригадиру умоляй простить тебя, чтобы не уволили. И он верит, что за это его могут уволить, и бежит извиняться. Ну и еще один минус – это незнание языка. Некоторые технологические термины им непонятны, и приходится объяснять дольше, чем местным ребятам", – отметил бригадир.
Слесарь МСР Максим Маслов рассказал, как гражданин Таджикистана влился в их рабочий коллектив.
"Устроился у нас на работу мужчина из Таджикистана, ему лет 30. Сначала стеснительный был, сидел тихонько, молчал. Но когда понял, что косых взглядов в его адрес нет, стал более свободно общаться. Во время обеда делится с нами различными вкусностями. По сути, ничем не отличается от нас, – поведал Максим Маслов. – Рассказал, что у него жена и дочь остались на родине и что он планирует заработать денег, чтобы построить свой дом, а не жить с родителями".
Кладовщик одного из городских предприятий Сабина Мингазова уверена, что мигранты разные, но у всех есть общая черта.
"Мне приходится со многими контактировать. И как к работникам – вопросов к ним нет. Да и вроде в общении они нормальные, хоть и многие плохо говорят по-русски. Большинство вежливые, некоторые хмурые. Но есть в них и общее. Во время обеденного перерыва, когда на заводе стихает шум станков и многие устраиваются, чтобы покемарить, по всем цехам начинает очень громко разноситься иностранная речь. Одновременно все звонят по видеосвязи своим родным на родину. Я, конечно, все понимаю, скучают, но это раздражает. Не речь, а громкость разговора", – уточнила Сабина Мингазова.
Не думают о здоровье
Она отмечает, что если их попросить о помощи, никогда не откажут.
"У наших если попросишь что-то тяжелое закинуть на полку, некоторые начинают отнекиваться, мол, некогда, работы много. Хотя в итоге все равно помогают. А вот мигранты никогда не откажут в помощи", – отметила кладовщик.
Строитель Кирилл Мальский работает среди многих мигрантов.
"На стройке граждан Узбекистана, Киргизии, Таджикистана очень много. Они выносливы и, кажется, вообще не думают о своем здоровье. У них одна цель – заработать как можно скорее и как можно больше. Одному пытался объяснить, что у нас есть фиксированный оклад и не важно, работаешь ты по мере своих возможностей или постоянно перенапрягаешься – получишь одну зарплату. Но нет, он все равно работает, как привык, без обеда. Один из мигрантов мне объяснил: это из-за того, что чувствуем себя гостями, поэтому и стараемся сверх силы", – отметил Кирилл.
"В целом они быстро обучаемые, но иногда приходится все повторять по десять раз, чтобы донести. Спрашиваешь: «Понял?», он говорит, что понял, и делает иначе. Приходится сначала показывать, как нужно правильно, и тогда он только понимает", – поделился строитель.
В основном челнинцы положительно оценивают свой опыт работы с мигрантами. Признаются, что по началу многие с сомнением относились к приезжим, но, пообщавшись лично, поняли, что иметь с ними дело можно.
Только цифры
С каждым годом приток мигрантов в Татарстан растет. В 2021 году на учет было поставлено 267 тысяч иностранных граждан, в 2022 году на 26 процентов больше. За 9 месяцев 2023 года рост составил еще 19 процентов. Сейчас в Татарстане зарегистрировано более 300 тысяч мигрантов, 14 процентов из них живут в Набережных Челнах. Отмечается также, что 54 процента мигрантов приезжают ради работы, 17,7 процента – с частным визитом, 14,3 процента – по учебе, 6,9 процента – с деловыми целями, 5 процентов – с целью туризма. За два с половиной года более 19 тысяч мигрантов стали гражданами РФ.