Сжиженное противостояние: Россия может потеснить США на европейском рынке газа
В ноябре Россия поставила рекордные объемы сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, одновременно снизив экспорт в Китай; по итогам же 2023 года Евросоюз станет крупнейшим покупателем нашего СПГ. Такая активность Москвы беспокоит Соединенные Штаты – одного из мировых лидеров по производству и продажам этого топлива. Американцы спешно вводят санкции против российских компаний. «Профиль» выяснил, смогут ли новые ограничения затормозить российские СПГ-проекты и поможет ли сжиженный газ нашей стране вернуться на европейский рынок голубого топлива.
Чего испугалась Америка
В ноябре прошли две громкие новости: Европа тайком скупает российскую нефть, и Евросоюз стал крупнейшим импортером российского СПГ. Первая новость, скорее всего, ошибка. Да, несколько стран Восточной Европы продолжают покупать у нас нефть, но это было известно и раньше. А вот в истории со сжиженным природным газом никакой ошибки нет: в ноябре Европа приобрела 1,75 млн тонн российского СПГ – исторический рекорд. В текущей экономической конфигурации Европа способна прожить без российского газа, даже в условиях холодной зимы. По словам экономиста Сергея Хестанова, примерно с 1980-х Европа жила в условиях, когда газ для нее стоил в два раза дешевле, чем для государств Азии. Теперь ситуация выровнялась, и европейские и азиатские страны находятся в равных условиях. Экономика и энергосистема ЕС продемонстрировали изрядную гибкость. Европейцы быстро нарастили мощности по приему и регазификации СПГ, задействовали альтернативные энергоносители – уголь, пеллеты (брикеты из опилок и биомусора) и пр. Германия, главный потребитель российского газа, оптимизировала свою экономику, закрыв энергоемкие предприятия или перенеся в другие страны, например, в США. Речь идет о производителях цемента, минеральных удобрений, изделий из стекла и т.д. Для конкретных людей, потерявших работу, это драма, а для экономики страны – нет: большинство таких предприятий имели довольно низкую рентабельность.
На бытовом уровне также были реализованы мероприятия по экономии газа, например, снижение температуры в отапливаемых помещениях – это не очень приятно, но не смертельно. В общем, экономика и коммунальное хозяйство Старого Света структурно перестроились и готовы жить в условиях меньших поставок природного газа на европейский газовый рынок. Понятно, что все может измениться, если холодные зимы будут следовать одна за другой, но стоит ли уповать на погоду.
Что касается нефти, то здесь ситуация еще проще. «Рынок нефти так устроен, что на нем нет жесткой инфраструктурной привязки к каким-либо рынкам или поставщикам, ведь топливо перевозится в основном танкерами», – пояснил Алексей Громов. Поэтому российские поставки были оперативно заменены поставками из других регионов, прежде всего с Ближнего Востока. Российская нефть потекла в Азию, а ближневосточная – в Европу. Больше всего выиграли от этого Китай и Индия, которые могли приобретать российскую нефть с очень большими дисконтами.
Впрочем, «серые» поставки российских энергоносителей на европейский рынок все-таки существуют. Только речь идет не о сырой нефти, а о нефтепродуктах – Европа традиционно закупала у нас значительные объемы топочного мазута и дизельного топлива. Последнее использовалось в том числе как сырье для местных нефтеперерабатывающих заводов. Определенное количество этого топлива поступает в ЕС и сегодня окольным путем: Россия продает сырье Турции, ОАЭ и Саудовской Аравии, а эти страны уже по своим ценам перепродают его европейцам. Видимо, все довольны.