Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Декабрь
2023

«Союз-13» отправляется в новаторскую астрономическую миссию

0

«Союз-13» отправляется в новаторскую астрономическую миссию

В декабре 1973 года два космонавта отправились в космос на специально спроектированном космическом корабле «Союз-13» с астрофизическим наблюдательным телескопом «Орион-2». За восемь дней путешествия измученный экипаж собрал множество ультрафиолетовых данных о загадочных и неизвестных объектах Вселенной.

Предыдущая глава: Союз-12


Краткий обзор миссии «Союз-13»:

Даем название космическому кораблю
Ракета-носитель
Дата и время запуска

1973, 18 декабря, 14:55:00 по московскому времени

Запуск сайта
Дата и время посадки

26 декабря 1973 г., 11:50:35 по московскому времени.

задача

Астрономические наблюдения ультрафиолета на телескопе Орион-2.

Основная команда

Петр Климук (командир), Валентин Лебедев (бортинженер)

Резервный экипаж

Юрий Пономарев (командир), Валерий Яздовский (бортинженер)

Продолжительность полета

7 дней 20 часов 55 минут 35 секунд

Происхождение миссии

29 июля 1972 года неудачный запуск советской космической станции ДОС-2 привел к потере второго экземпляра ультрафиолетового телескопа «Орион-1», который был одним из основных научных грузов на борту злополучной орбитальной лаборатории. Первый прибор уже установлен на первой космической станции «Салют» и предоставил весьма многообещающие данные.

Вскоре после неудачного запуска ДОС-2 руководитель ОКБ ЦКБЭМ, отвечавшего за советскую космическую программу, Василий Мишин связался с Григором Гурзадяном из Бюраканской обсерватории в Армении, который руководил разработкой «Ориона». Мишин предложил Гурзадяну еще одну возможность полетать на своем относительно компактном приборе на одном из кораблей «Союз», освободившихся в результате гибели орбитальной станции. Очевидно, астроном согласился и сразу же отправился в Москву для задания необходимых характеристик. Еще находясь на борту, Гурзадян набросал более функциональный инструмент, который в конечном итоге будет называться «Орион-2». Его масса увеличилась со 130 (у оригинальных телескопов «Салют-1» и «ДОС-2») до 300 килограммов. Удивительно, но он все еще мог поместиться в космический корабль «Союз», а не в более крупную космическую станцию.

Используя оптическую систему Шмидта-Кассегрена, «Орион-2» смог улавливать ультрафиолетовое излучение сотен небесных объектов одновременно, не фильтруя влияние земной атмосферы. Изменяя экспозицию от 1 до 18 минут, Орион-2 может создавать спектры самых ярких объектов вплоть до скудной 13-й звездной величины, что в тысячи раз тусклее, чем то, что можно увидеть невооруженным глазом.

Кроме того, в состав полезной нагрузки «Ориона-2» входили спектрографы Г-27 и Г-27А для получения изображений звезд, а также камера Г-35 для получения рентгеновских изображений Солнца.

К сожалению, возможности корабля «Союз», в первую очередь его системы жизнеобеспечения, ограничивали время наблюдений. (1030) В конечном итоге в ЦКБЭМ было принято решение построить совершенно новый корабль «Союз» с серийным обозначением 7К-Т №33 специально для миссии «Орион-2». (231) Эта конкретная конфигурация позволяла выполнить максимум 10-дневную миссию, из которой около полной недели была посвящена работе телескопа, хотя и ценой значительной рабочей нагрузки для экипажа из двух астронавтов.

Вся сборка телескопа монтируется под специально разработанным негерметичным тепловым куполом, установленным сверху корпуса вместо стыковочного механизма. Купол предназначен для защиты чувствительного прибора во время подъема через верхние слои атмосферы после отделения интерфейса полезной нагрузки и от нагрева Солнцем во время орбитального полета.

Астронавты могут управлять телескопом и наводить его виртуально на наблюдение за целями с помощью специального пульта внутри модуля корпуса и оптического прицела, установленного на одном из окон модуля, непосредственно рядом с пультом. Используя специальный карданный механизм, телескоп более точно нацеливался на цель и сохранял устойчивость во время экспозиции, опираясь на пару звезд в качестве навигационной основы. Телескоп может вращаться на 15 градусов в каждую сторону по двум осям и панорамироваться на угол до 10 градусов.

Две створки, оснащенные электрическими механизмами в куполе, предназначены для открывания и закрывания по команде экипажа при каждом сеансе наблюдения. Кроме того, резервный накопитель может открывать крышки и в крайнем случае постоянно фиксировать их в открытом положении.

Платформа наведения телескопа спроектирована таким образом, чтобы инструмент оставался стабильным и направленным в одном направлении в течение 30 минут или пока космический корабль полностью проходит по ночной стороне Земли.

В асферической переборке, отделяющей негерметичную часть телескопа от гермокорпуса, была установлена ​​пара шлюзовых шлюзов. Он предназначался для передачи экспонированной пленки из телескопа в космический корабль для последующего возвращения на Землю вместе с экипажем. (десять тридцать)

Экипаж корабля «Союз-13»

Петр Климук (слева) и Валентин Лебедев во время подготовки к полету корабля «Союз-13».


Первые два экипажа для миссии «Орион-2» были сформированы в конце 1972 года. Впервые в советской практике экипаж полностью состоял из «гражданских» космонавтов ОКБ ЦКБЭМ в связи с научным характером миссии. В первую команду вошли Николай Рукавишников и Валерий Яздовский. Вторым экипажем выступили Юрий Пономарев и Валентин Лебедев. Однако по мере обучения в мае 1973 года экипаж был заменен на традиционный советский состав с военными летчиками в качестве командиров. Валерий Яздовский назначил своим командиром Льва Воробьева, а Петр Климук сначала оказался в паре с Пономаревым, который быстро оказался слишком высоким для тесной кабины «Союза» и его заменил Валентин Лебедев.

Два экипажа вылетели из Москвы на космодром Байконур 7 декабря 1973 года, где той же ночью собралась государственная комиссия, курирующая программу. Здесь совершенно неожиданно для многих участников Митинг принял редкое решение назначить Климука и Лебедева основным составом, понизив Воробьева и Яздовского на резервную роль. Внезапное решение, судя по всему, было вызвано продолжающимся личным конфликтом между Воробьевым и Яздовским, который стал достаточно очевидным, чтобы помешать их работе. Ни одному из них не дадут еще одного шанса полететь.

Однако ситуация осложнилась, когда вновь назначенный основной экипаж появился очень плохо одетым для холодного ветреного зимнего дня на традиционной церемонии прощания на стартовой площадке Зоны 1, всего за 24 часа до запланированного старта. Еще до прибытия в отель по пути с мероприятия у Лебедева поднялась высокая температура и заболело горло. Благодаря его невыезду Лебедев сдался своему врачу, который «прописал» ему жаропонижающее средство и дозу алкоголя. Примерно через полтора часа Лебедев явился на предстартовый медицинский осмотр и прошел его с честью, пока не подошла его очередь осматривать горло. Удивительно, но изумленный врач разрешил Лебедеву полететь, что, вероятно, стало первым случаем запуска в космос человека с сильной простудой. (231)

Союз-13 летает

«Союз-13» стартовал 18 декабря 1973 года в 14:55 по московскому времени с командиром Петром Климуком и бортинженером Валентином Лебедевым на борту. В 15:04 мск космический корабль вышел на начальную орбиту размерами 193,3 х 272,7 километра с наклонением 51,6 градуса к экватору.

В 21:50 мск в ходе пятого витка миссии космический корабль выполнил плановый запуск двигателя, изменив скорость на 12 метров в секунду и выйдя на рабочую орбиту 226,8 х 272,6 километра. Благодаря выбору времени запуска эти параметры обеспечили 36-минутный период ночи, что идеально подходило для целей миссии, поскольку блики Солнца и отраженный от Земли свет не мешали тусклому звездному свету.

Вскоре после этого астронавты активировали фейерверк, чтобы освободить телескоп «Орион-2» от ограничений по транспортировке при запуске. Затем они провели испытания прибора и перешли к рутинным наблюдениям.

До 25 декабря 1973 года экипаж корабля «Союз-13» провел 16 длительных сеансов наблюдений с помощью телескопа «Орион-2» на ночной стороне орбиты. Всего было заснято 10 000 спектров различных звезд и Солнца.

Несмотря на большую занятость на «Орионе-2», экипаж также использовал мультиспектральную камеру для получения изображений поверхности Земли в девяти оптических и ближних инфракрасных диапазонах в дневное время. Они также использовали ручной спектрограф для получения изображений горизонта Земли при дневном свете и в сумерках для измерения содержания пыли в атмосфере. Также было проведено множество экспериментов в области биологических наук.

После недели успешной работы пришло время заканчивать работу и переносить экспонированную пленку из космического вакуума в гермокамеру. Кассета с изображениями звезд из главного телескопа была успешно извлечена, но модули с наблюдениями приборов Г-27, Г-27А и Г-35 остались застрявшими у входа в шлюзовую камеру. Большую часть ночи перед приземлением астронавты пытались решить проблему, но безуспешно. (231)

129-е орбитальное возвращение корабля «Союз-13» на Землю было запланировано на 26 декабря 1973 года. «Союз-13» начал тормозной манёвр в 11:08:41 по московскому времени, снизив свою орбитальную скорость на 95 метров в секунду. Отдельный посадочный модуль корабля «Союз-13» успешно приземлился примерно в 200 километрах к юго-западу от Караганды, Казахстан, 26 декабря 1973 года в 11:50 по московскому времени после примерно восьмидневного полета.

Восстановленная пленка с телескопа «Орион-2» была успешно обработана 6 января 1974 года. Впервые советские астрофизики располагали такой огромной коллекцией ультрафиолетовых спектров слабых небесных тел, которой хватило на многие годы исследований.

Наиболее интересными были снимки, сделанные 22 декабря 1973 года, на которых фотографировались участки неба вокруг звезды Капелла. Для достижения максимального разрешения на кадрах были запечатлены спектры примерно 2000 звезд, небольшая часть из которых записана в современных каталогах. Орион-2 также зафиксировал первый ультрафиолетовый спектр планетарной туманности. На изображениях также было идентифицировано множество звезд с загадочными спектральными характеристиками.

Интересно, что миссия «Союза-13» совпала с третьим исследовательским полетом на борту космической станции НАСА «Скайлэб», и некоторые астрономические наблюдения американской лаборатории сфотографировали одни и те же астрономические объекты, что позволило сравнить результаты.

Миссия «Орион-2» также продемонстрировала способность корабля «Союз» адаптироваться к различным задачам миссии и открыла путь к разработке новых научных приборов для установки на пилотируемые корабли. (десять тридцать)




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

Джокович обойдёт Медведева в рейтинге ATP после выхода в полуфинал Australian Open






Специалисты рассказали, что для видеомэппинг ровный экран не нужен

Александр Петров показал Москву мексиканской актрисе Барбаре де Рехиль

Выбирали люксовые машины: автоподставщики из Казани орудовали в Москве

В Москве задержан школьник, отказавшийся сдавать друга, совершившего поджог