Демонстративный жест Байдена. США теряют Индию
ИГОРЬ ЛИСИН
Нынешний геополитический расклад в Азиатско-Тихоокеанском регионе не слишком благоприятен для Соединённых Штатов. Гегемонии Китая Вашингтон может противопоставить, помимо собственного военно-морского флота, Японию, Тайвань, Южную Корею, Филиппины, Австралию. Но этого явно недостаточно. Ключ к победе над КНР в долгосрочной перспективе – позиция Индии.
У Нью-Дели отношения с китайцами не задались ещё с начального периода истории Китайской Народной Республики. Камнем преткновения стала государственная граница, не определённая до сих пор. Поднебесная настаивает на том, чтобы границы прежней Британской Индии не признавались, поскольку они "колониальные". Индусы же имеют свой взгляд. С 1959 года, после бегства Далай-Ламы из Тибета в Индию, взаимодействие двух азиатских держав было по сути свёрнуто. С 1962 года произошло, по меньшей мере, шесть вооружённых столкновений разной степени интенсивности (последний – в 2021 году).
Немудрено, что американцы грезят союзом с Индией. Её население уже обогнало по численности население КНР. Видимо, по итогам 2023 года индийский рост ВВП также окажется выше китайского. Общая граница со Срединным государством – 2659 километров. Упирается она в мягкое подбрюшье Китая – Тибетский автономный район, где до сих пор большую актуальность имеет проблема сепаратизма, активно пестуемого Белым Домом. Нью-Дели стараниями Америки затащили в Четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD), навязали соглашения о военном сотрудничестве. Но администрация Байдена умудрилась и на индийском направлении, говоря по простому, налажать.
"Скоро ли закончится индийско-американский медовый месяц?", – задается вопросом газета Global Times, англоязычное издание, принадлежащее главному государственному СМИ Китая "Жэньминь жибао". "Чтобы понять общую картину, недавние события следует проанализировать как кульминацию многочисленных недружественных действий Америки по отношению к Индии. Они поразительны, учитывая глубокие экономические связи и "общие демократические ценности", – отмечает таблоид.
Демократическая партия зачем-то намеренно обостряет риторику в отношении действующего правого премьер-министра Нарендры Моди.
Американцы обвиняют его в нарушении прав мусульман и индуистском шовинизме, заступаются за сикхских сепаратистов, пытаются выставить индийское правительство виновным в убийстве Хардипа Сингха Ниджара в Канаде, одного из лидеров движения за отделение Пенджаба от Индии. Между прочим, страна кленового листа, ближайший союзник США, невзирая на географическую удалённость от Индостана, играет немалую роль в антииндийской политике. С 2023 года председателем Тайного совета Короля для Канады является сикх Харджит Сингх Саджан (в 2015-2021 гг. – министр обороны), что само по себе уже вызов.
"Показательно, что западные СМИ льют крокодиловы слезы о демократии в Индии с тех пор, как Моди пришел к власти", – саркастически пишут китайцы. И вправду, главу индийского кабинета министров попросту демонизируют в либеральной западной прессе. Моди называют могильщиком демократии, создателем культа личности, автором модели "электорального авторитаризма". В общем, всё это мы проходили в начале 2000-х, когда усилия Владимира Путина по выстраиванию вертикали власти и обретению суверенитета Россией воспринимались как вызов "мировому гегемону".
Нью-Дели совсем не выступает в качестве мальчика для битья. Индия проводит всё более самостоятельную политику, не координируя её с Соединёнными Штатами. Так, она отказалась вводить хоть какие-то санкции против Москвы в 2022 году. Товарооборот за 2023-й год составит, по прогнозам, 65 миллиардов долларов. Для сравнения: до начала конфликта он составлял всего 11 миллиардов долларов (рост, ни много ни мало, в шесть раз). Вопреки прогнозам о невозможности достижения консенсуса с КНР, Индия поддержала расширение БРИКС, в том числе присоединение "изолированного" Ирана к организации.
"Учитывая такое трагическое положение дел, весьма вероятно, что США усилят давление на Индию, наказывая ее за стратегическую автономию", – прогнозирует Global Times.
И, вероятно, китайские коллеги не выдают желаемое за действительное. Индийская пресса, ссылаясь на источники в правительстве, сообщает, что Джо Байден демонстративно не приедет на День Республики, который Индия отмечает 26 января. Недальновидности американского истеблишмента можно лишь удивиться. Впрочем, нам она на пользу. И в России, и в Индии, и в Китае власть находится в руках национально-ориентированных, антиглобалистских сил. Идейная близость неизбежно повлечёт политическую интеграцию.
Америка далеко, Китай – сосед Индии. Территориальный спор рано или поздно будет решён, и есть все основания, чтобы разрешить его миром. Уверен, мудрость Моди и Си будет способствовать завершению застарелой пограничной проблемы. А американцы останутся не у дел.