Четверо суток среди снегов на Военно-грузинской дороге
Попасть из России в Грузию и наоборот по суше зимой бывает задачей непростой, а иногда - приключением из разряда тех, про которые снимают фильмы. На границе между двумя странами есть единственный погранпереход - Верхний Ларс (с грузинской стороны - Дарьяли) на Военно-грузинской дороге, которая проходит через Главный Кавказский хребет, взбирается на Крестовый перевал и спускается в ущелья. И трассу эту частенько перекрывают из-за плохих погодных условий. Причем надолго.
На днях участок дороги Гудаури-Коби на подъезде к российско-грузинской границе был закрыт четверо суток из-за обильных снегопадов и опасности лавин. Его протяженность - около 15 километров: узкий серпантин, временами ныряющий в туннели, где с трудом могут разъехаться две машины. В обычное время этот отрезок можно проехать минут за 20, в непогоду же он становится как минимум опасным.
По обоим концам закрытого участка выстроилась огромная очередь из легковых машин и пассажирских автобусов, не успевших проехать. Кто-то довольно быстро сдался и повернул назад. Остальные остались ждать, надеясь, что непогода не продлится долго. Дорогу обещали открыть в ближайшее время, но когда именно это произойдет, никто не мог сказать точно.
Официальные власти ограничились туманным "закрыто до дальнейшего распоряжения". Зато множились слухи и предположения - со ссылкой на дорожных рабочих, неких знакомых в полиции и погранслубе, сообщения в чатах, ссылавшихся все на те же ненадежные источники.
Гудаури - поселок и горнолыжный курорт, самый высокогорный населенный пункт на Военно-грузинской дороге. Жизнь здесь есть, хотя и довольно дорогая. Отели, шале и гостевые дома разбросаны по склонам, иногда на заметном расстоянии друг от друга.
Среди тех, кто застрял в Гудаури, были пассажиры автобуса Батуми-Москва. Дорогу закрыли прямо перед ними, из-за чего раздосадованные водители долго и эмоционально спорили с полицейскими, но так ничего и не добились. Началось ожидание. На тот момент никто из пассажиров не предполагал, что жить и спать в автобусе посреди снегов им придется четыре ночи подряд.
В ближайшей гостинице номеров не оказалось, да и цены были кусачими - за ночь в двухместном номере просили 200 лари (около 6 600 по курсу на сегодняшний день). На сайтах бронирования даже цены на кровать в хостелах на тот момент начинались от 60 лари (около 1 990 рублей) - в несколько раз дороже, чем в Батуми или Тбилиси.
Кто-то ехал домой из отпуска, уже изрядно потратившись и имел при себе ограниченное количество наличных, а российские банковские карты в Грузии конечно не работают. Кто-то просто не мог позволить себе лишние траты и именно поэтому выбрал этот способ передвижения, куда более бюджетный по сравнению со сложными авиарейсами. Да и удаляться от автобуса в отсутствие информации об открытии дороги было рискованно. Рассчитывать на то, что водители будут собирать и ждать пассажиров по разным местам не приходилось. В результате все остались ночевать в салоне. Были среди пассажиров и дети, самому младшему из которых исполнилось всего три года.
Цены на еду тоже нельзя было назвать гуманными. В ближайшем (и, возможно, единственном на всю округу) кафе тарелка чечевичного супа или порция картошки-фри стоила 10 лари (около 330 рублей), дешевле там только хлеб. Средняя цена за блюдо - около 20-30 лари (600-900 рублей). Стаканчик растворимого кофе - 5 лари (160 рублей), пакетированный чай - 4 лари (130 рублей). За простой кипяток могли взять 3 лари (почти 100 рублей). Впрочем, кипяток могли налить и бесплатно - все зависело от отзывчивости конкретного сотрудника кафе. А еще в чек там включали сервисный сбор, что неоднократно становилось неприятным сюрпризом для посетителей.
Туалет тоже был платный - 1 лари (33 рубля) и к тому же закрывался на ночь. Что было для застрявших водителей и пассажиров уже, мягко говоря, совсем неудобно.
Продуктовый магазин - в нескольких километрах. Чтобы до него добраться, пассажиры автобуса договаривались с владельцами автомобилей, тоже застрявших в очереди. Те шещадно ругались на сильно завышенные цены на топливо и нежелание местных пойти навстречу людям, попавшим в сложную ситуацию.
Но тем, кто застрял в Гудаури, еще в некотором смысле повезло. У тех, кто оказался по ту сторону закрытого участка, не оказалось поблизости ни магазинов, ни кафе, а гостиницы просили 350-500 лари за ночь (11 600-16 600 рублей).
Перевозчик же не только не отменил поездку, несмотря на известный заранее прогноз погоды, но и ни жилье, ни питание не предоставял. Это в случае с задержкой авиарейсов можно рассчитывать на размещение. Тут же впору задаться вопросом - в какой стране зарегистрирована фирма, осуществляющая перевозки, законодательству какой страны подчиняется и какие гарантии дает, кроме доставки из пункта А в пункт B. Конечно, занимать эти вопросы должны до покупки билета, но зачастую все решает цена, гораздо более привлектельная, чем стоимость билетов на самолет - 200 лари.
С другой стороны, поездка на автобусе из Стамбула в Батуми обойдется почти в два раза дешевле (1300 лир, около 3900 рублей), но пассажирам предоставляются бесплатные чай и кофе.
Здесь же пассажирам стали раздавать воду лишь когда стало ясно, что вынужденная стоянка затягивается надолго. Только на третьи сутки водители организовали раздачу еды - по куску лаваша и нарезанную колбасу или сыр, а детям - суп быстрого приготовления (за платным кипятком для которого все равно пришлось обращаться в кафе).
Снегопад продолжался два дня. Затем к работе приступили специалисты, которым предстояло оценить опасность возникновения лавин. Снегоуборочная техника начала работать только на четвертый день. На пятый, после полудня, дорогу открыли. Автобус первым двинулся в путь под всеобщее ликование и аплодисменты. За ним потянулся хвост из легковушек.
А спустя сутки погранпереход снова закрыли из-за непогоды. Он снова заработал только сегодня - но надолго ли? Ведь погода в горах, как известно, капризная, особенно в зимнее время. А жить несколько дней в автобусе - уж поверьте - удовольствие не из лучших.
Простой совет: зимой лучше потратьтесь, но "летайте самолетами Аэро..." Да любой компании! Если, конечно, сами не ищете приключений и повода для собственных путевых заметок.
Марика Смольянинова