Цены притормозят. Поставщики перестанут отпускать магазинам продукты в долг
В России может увеличиться объем выпуска скоропортящихся продуктов, а рост цен на них — замедлиться, так как производители будут быстрее пополнять свои оборотные средства. Так эксперты aif.ru объяснили последствия сокращения сроков оплаты «скоропорта» для торговых сетей. Новую схему одобрило правительство РФ.
Кассовые разрывы
Сейчас, если срок годности продукта менее 10 дней, а к этой категории относятся мясо, птица, рыба, фрукты и кисломолочная продукция, расплачиваться с поставщиком за него магазины могут в течение восьми рабочих дней. Для товаров, которые «живут» 10-30 дней — в течение 25 календарных дней, а если срок годности продукта свыше 30 дней — платить за него можно до 40 календарных дней. Однако это приводит к кассовым разрывам. С осени за продукты сроком годности пять и менее суток надо будет расплатиться за четыре рабочих дня со дня фактического получения, а со сроком от шести до девяти дней — за восемь дней.
Профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов предполагает, что с такими сроками производители смогут быстрее вернуть свои оборотные средства и направить их на расширение производства, а также сократить кредитную нагрузку, что закономерно снижает и отпускные цены.
Круговорот кредитов
Сейчас, рассказал зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов, как правило, торговая сеть успевает продать две-три партии товаров, пока поставщик получит деньги за первую. Это, действительно, влечет за собой нехватку оборотных средств, которые направляют на беспрерывное производство.
«Поставщики буквально беспроцентно кредитуют магазины, но сами вынуждены в долгом ожидании оплаты заказов брать кредиты на бесперебойное производство. Это сказывается не только на объемах, но и на себестоимости продуктов. Нехватка оборотных средств и кассовые разрывы, с которыми сталкиваются поставщики ввиду длительных оплат поставленной продукции — нездоровая ситуация, которая не стимулирует развитие производства», — пояснил Леонов.
Появится баланс
Нововведение снизит затраты оптовиков и производителей, что может сдержать цены, считает кандидат экономических наук, заместитель директора Московского областного филиала Президентской академии Виктор Ступин. «Сокращение сроков расчетов ритейлера с оптовым поставщиком в конечном итоге пойдет на пользу и оптовику, и производителю. Для финансирования работы всей цепочки привлекаются кредитные средства, которые сейчас подорожали. Поэтому ускоренный возврат денег из розницы частично снизит потребность в кредитах и, соответственно, затраты. Все это поможет несколько сдержать дальнейший рост цен, но говорить об их снижении считаю пока преждевременным», — отметил он.
Чеглов добавил, что ожидать падения цен на скоропортящиеся продукты не стоит как минимум, потому что отношения между торговыми сетями и поставщиками — не единственный фактор, который на них влияет.
«К уровню начала лета 2023 года стоимость скоропортящихся товаров, скорее всего, не вернется. Во-первых, в силу инфляции, во-вторых, все участники продовольственного рынка закладывают в цену конечного продукта возросшие затраты на банковские кредиты, которые подорожали из-за высокой ключевой ставки ЦБ, стоимость валюты и валютных платежей, энергоресурсов. То есть о снижении без ущерба бизнесу можно будет говорить, когда снизится ставка рефинансирования и стоимость кредитов для бизнеса», — отметил Чеглов.
К тому же, уточнил эксперт, не стоит ждать скорого эффекта как минимум, потому что предложение подразумевает ввод новой нормы оплаты только к осени, ведь вносить поправки в уже действующие договоры будет проблематично — бизнесу надо время на адаптацию к работе в обновленных условиях.
«Сама по себе практика перераспределения оборотных средств вполне нормальна, аппетиты крупных торговых сетей стоит сдерживать. Но путь в борьбе за снижение розничных цен на социально значимые товары довольно непростой», — подытожил профессор.