Кто разбил чёрный квадрат?
Выгода и удобство
Традиция проводить аукционы пришла к нам из глубины веков. Никакого преувеличения здесь нет: публичные торги проводили, например, в Древнем Риме. Но, конечно, речь тогда не шла о продаже предметов искусства: перед публикой чаще всего выставляли имущество поверженных врагов, угнанный скот, а также пленников.
Историю художественных аукционов обычно отсчитывают от продажи наследия Карла I. Приобретённые представителями разных стран, картины и скульптуры из его собрания стали основой коллекции ведущих мировых музеев. Видя перспективу, дальновидные предприниматели начали основывать аукционные дома. Старейший из ныне существующих — это Стокгольмский аукционный дом, основанный в 1674 году. Sotheby’s появился в 1744-м, Christie’s — несколькими годами позже, в 1766-м.
Звёздного часа Sotheby’s и Christie’s пришлось ждать ещё сто лет, эпоха так называемых «великих распродаж» началась в середине 19-го века, когда социальные катаклизмы в Европе привели к разорению многих родов. После затишья на время мировых войн арт-рынок оживился к середине 1940-х, в 1945 году Sotheby’s праздновал рекордную выручку.
Аукционный бум
Сегодня финансовые показатели, достигнутые на публичных торгах, могут служить своеобразным индикатором популярности того или иного художника или арт-направления. И с этой точки зрения русский авангард — явный лидер.
Вот лишь несколько примеров. В 2014 году на Sotheby’s продали картину Варвары Степановой «Фигура с гитарой» примерно за 2,8 млн долларов, двумя годами позже «Конструкция № 95» Александра Родченко ушла за 3,6 млн фунтов. Картины Василия Кандинского не раз входили в число самых дорогих в мире, последний рекорд был установлен в марте 2023 года — на Sotheby’s стоимость «Вида Мурнау с церковью II» превысила 37 млн фунтов. Но единоличным лидером был и остаётся Малевич. В 2018 году на Christie’s его «Супрематическая композиция» ушла за недосягаемые 85,8 млн долларов.
«Супрематическая композиция» 1916 года побывала на всех крупных выставках Малевича. В 1927 году художник повёз работы в Варшаву и Берлин, но вынужден был вернуться в СССР раньше, чем планировал. Он попросил секретаря Союза берлинских архитекторов Хуго Херинга сохранить полотна, рассчитывая приехать за ними через год. Планы не реализовались, картины остались в Германии, а потом «переехали» в США. Позже «Супрематическую композицию» вернули наследникам, и она начала шествие по аукционам. В 2000 году её стоимость составила 17 млн долларов, в 2008-м — около 60 млн.
Казалось бы, высокие аукционные цены могут быть следствием сиюминутной волны популярности. Но в случае Кандинского и Малевича они действительно говорят о влиянии, которое русское беспредметное искусство оказало на художников всего мира. Искусствовед Паола Волкова обращала внимание на то, что супрематизм нёс особую энергетику цветоформ. Цвет больше не был привязан к конкретному объекту, форма стала единицей высказывания. Искусство, свободное от рамок, воплощающее мир в наборе простых фигур, зазвучало по-новому.
Новое прочтение
Язык супрематизма оказался универсален, геометрический абстракционизм — актуален. И это не отголоски, это сильный голос, который и сегодня помогает говорить о мире и человеке. Так, идеи Кандинского и Малевича нашли отражение в картинах современного художника Юрия Уляшева.
Работа Юрия долгое время была связана с рекламой, изобразительные средства которой часто стремятся к беспредметности. Взять хотя бы логотипы известных брендов — многие из них представляют собой простейшие геометрические фигуры, которые, тем не менее, имеют смысловую и эмоциональную нагрузку.
Такую же работу с образами художник проделал в картинах из серии «Родом из детства». Это художественные эксперименты в стиле поп-арт или ироничная эклектика, которые рассказывают о человеке 13−14 лет. Формально он ещё ребёнок, но мыслит уже по-взрослому, видит сложность мира, размышляет о своём будущем. Поэтому в картинах серии органично сочетаются известные с детства любимые персонажи и абстрактные композиции, чёткие формы и чистые цвета. И вот уже Вуди Вудпекер разбивает плоскость чёрного квадрата, который вполне может оказаться экраном компьютера. Человек-паук пробирается через геометрические паутины в стиле Кандинского, а, пожалуй, самый популярный герой всех времён и народов Супермен на скорости и драйве рассекает луну, как бы транслируя нам, что невозможное возможно.
«Формы Кандинского и Малевича на уровне графики, цвета и смысла дают возможность мечтать. Зрители видят в них что-то своё, и так мы идём в сторону искренности, снимая всё наносное, что нарастает на нас», — поясняет свою идею художник.
Одной из форм творческого осмысления действительности для Уляшева стало написание книги «EMBA.СКОЛКОВО.ФУНДАМЕНТ». Это полный курс лекций Executive MBA, флагманской программы Школы управления СКОЛКОВО, который является и учебником, и уникальным арт-альбомом с рисунками Юрия. Книга издана при поддержке школы СКОЛКОВО и является настольным пособием по успешному и эффективному ведению бизнеса в России и мире. А одновременно — необычным художественным произведением.
По мотивам этой программы Юрий создал и коллекцию из 324 NFT с вдохновляющими бизнес-цитатами. Сами по себе они являются арт-объектами, но также дают своему владельцу уникальные привилегии. А все вместе образуют квадрат Малевича, только не чёрный, а бизнес.
Этот пример подтверждает: искусство постоянно развивается, предлагая не только новые направления и стили, но и новые формы. Современные художники заглядывают в будущее, не отказываясь от традиций предшественников, как, к примеру, Юрий Уляшев оригинально интерпретирует язык русского авангарда. И кто знает, может быть, через несколько лет стоимость его картин на аукционах приблизится к ценовым рекордам отцов-основателей. В начале марта в Москве можно будет посетить персональную выставку Юрия и уже начать присматриваться к работам.