«Вши ели заживо». Маугли из Подольска шесть лет прожил взаперти с собакой
Виктор Козловцев, известный как Маугли из Подольска, добился многого. В 2005 году, после спасения шестилетнего ребенка из заточения, врачи и специалисты говорили, что мальчик так и останется диким. Однако в настоящий момент Витя уже получил два образования и ведет полную радостей жизнь. Корреспондент aif.ru побеседовал с героем и его приемной матерью Лилит Гореловой, чтобы выяснить, чем сейчас живет молодой человек, первые шесть лет жизни которого прошли в компании одной лишь собаки.
Голый мальчик ползал на четвереньках и скалил зубы
О тяжелой судьбе Вити Козловева впервые стало известно в 2005 году. Тогда педиатр детской поликлиники подмосковного Подольска обнаружила карту шестилетнего мальчика, в которой не было записей с момента, когда ребенку было три месяца. Врач попыталась навестить его дома, но дверь никто не открывал, а из квартиры доносились странные звуки. Соседи объясняли это тем, что внутри живут несколько беспокойных собак, которые постоянно воют. Однако педиатра такое объяснение не удовлетворило, и она обратилась в полицию.
Сотрудники правоохранительных органов вскрыли дверь и обнаружили страшную картину. В одной из комнат квартиры были заперты собака и маленький голый мальчик, который ползал на четвереньках, издавал звуки, похожие на лай, скалил зубы и в целом вел себя, как животное.
«В копне волос мальчика роились вши, ногти ребенка на руках и ногах были длиной примерно пять сантиметров. Из интерьера в комнате был только коврик, на которым мальчик и собака спали и вообще проводили сутки напролет. Рядом они справляли нужду, причем ребенок делал это так же, как собака. Когда мы вошли, мальчик испугался и забился в угол. Он так одичал, что даже не мог смотреть людям в глаза», — рассказал об увиденном в тот день сотрудник полиции Валерий Шумилин в беседе с журналистами.
Выяснилось, до такого состояния ребенка довели бабушка и мать, работавшая уборщицей на заводе неподалеку. Женщины держали ребенка взаперти и иногда заходили в комнату, чтобы покормить. То есть первые шесть лет мальчика воспитывала собака.
По данному факту было возбуждено уголовное дело, которое дошло до суда. Горе-мать отделалась условным наказанием, а также лишением родительских прав. При этом вопрос о судьбе ребенка повис в воздухе: его не хотели брать даже в специализированные детские дома, так как он не был социализирован. Маленькому «Маугли», казалось, была уготована жизнь в одиночной палате психиатрической больницы.
«Никогда не станет человеком»
Однако ребенком решила заняться мать-героиня Лилит Горелова, которая взяла его под опеку. Так он попал в семейный детский дом «Милосердие». Сперва врачи и специалисты отговаривали женщину: по мнению экспертов, мальчику даже не суждено было научиться говорить.
«Нам врачи сказали, что мы никак не сможем его адаптировать и реабилитировать. Посоветовали не браться за это дело, чтобы не травмировать наших здоровых детей», — вспомнила женщина далекий 2005 год.
Но благодаря опеке, заботе и упражнениям Витя начал развиваться. Уже через два месяца в новой семье он начал говорить первые слова, через три месяца стал ходить на двух ногах. И дальше по нарастающей. Сейчас молодому человеку уже 24 года, и к этому моменту он не только научился аккуратно убирать вещи, мыть посуду и выполнять простые задания по дому, но еще успел закончить два колледжа для детей с особенностями, по специальности портного и садовода.
«Он сейчас живет с нами, в центре социальной реабилитации под Александровым. Иногда приезжает и в Москву. У нас, на сегодняшний день 7 детей, а в общей сложности 37. Мы мобильные и постоянно перемещаемся, но Вите хорошо именно на природе, ведь в Москве ему делать нечего. Когда все уходят в школу, и он остается один в квартире, он очень грустит. А его учиться в таком возрасте никуда не берут», — рассказала Горелова.
Жить с приемной семьей Витя продолжает из-за того, что не смог пройти комиссию по самостоятельному проживанию.
«Как бы мы не пытались его реабилитировать и социализировать, он все еще остается инвалидом третьей группы, с весьма ограниченными умственными способностями. Да, он осознанно говорит, может сказать, что ему нравится или не нравится, он может помогать по хозяйству, он улыбчивый, все делает с радостью, но логическую связь он не прослеживает. Социализировать его — это как дрессировать собаку: ему можно показать последовательность действий, и с практикой навык может закрепиться и держаться достаточно долго, если его поддерживать», — объяснила Лилит.
По словам врачей, полной реабилитации и социализации Вите добиться, к сожалению, не получится. В таких случаях основной прогресс происходит до 22 лет, а дальше может быть только шлифовка и закрепление. Но в ситуации подольского Маугли и это можно считать ошеломительным успехом.
«Да, он не может самостоятельно запланировать бюджет, пойти в магазин и купить продуктов, но даже то, чего Витя добился — это чудо. Учитывая, что сперва он не говорил, передвигался на четвереньках, лаял и смотрел куда-то в темноту, его прогресс — это большой успех», — подчеркнула приемная мать Маугли.
«Люблю цветы, особенно ромашки»
В Александрове Витя живет простой сельской жизнью. Помогает по хозяйству, общается с семьей и сотрудниками центра, гуляет. А еще он участвует в театральных постановках, где играет пусть и нехитрые, но важные роли: например, в спектаклях на Рождество он исполнил роль пастуха и овечки. Витя любит танцевать. По словам Лилит, часто он встает по утрам с улыбкой и каждый раз исполняет новые движения.
Из полезных навыков Витя освоил езду на мотоблоке. «Сперва боялся его, но потом раз-раз, и начало получатся», — рассказал Дмитрий, старший по центру в Александрове.
Но особенную любовь подольский Маугли испытывает к животным и растениям.
«Я ухаживаю за кроликами, ношу сено коровам, мне это нравится. Весной будем сеять, очень жду. Я выучился на садовода, в огороде работать нравится. Больше всего люблю цветы: Иван-да-Марья нравятся, одуванчики и особенно ромашки», — рассказал Витя корреспонденту aif.ru по телефону.
Из них Витя собирает букеты во время прогулок. Иногда для украшения дома, но чаще дарит их гостям. По словам Виктора, такая жизнь его устраивает. Оттого он так часто и танцует.