Бушующий Афган: как живет республика и в ком видит союзника
Войска СССР покинули Афганистан 35 лет назад. Внутренний конфликт уже с участием армии США продолжался с 2001 до 2021 года. Как сейчас живет республика и в ком видит союзника, «Вечерней Москве» рассказал эксперт.
31 августа 2021 года вооруженные силы США были выведены из Афганистана, что означало завершение операций «Страж свободы» и «Решительная поддержка» НАТО.
— После того как военный контингент иностранных государств во главе с США, находившийся там с 2001 года, ушел из Афганистана, талибы захватили власть в стране, — рассказывает политолог, доктор политических наук Андрей Кошкин.
Лидеры «Талибана»* объявили, что готовы отказаться от насилия, делить власть с различными этническими группами и политическими фракциями, обеспечивать права и свободы женщин и предоставлять возможность свободно работать прессе, но все это — в рамках шариата, то есть строгих исламских норм. Помимо этого, представители движения дали понять, что, пока власть в их руках, это является гарантией мирной жизни.
— Когда американцы ввели войска в Афганистан, наркотрафик из страны заметно вырос, а при талибах он значительно уменьшился. Многие же прогнозировали, что после прихода к власти талибы наладят производство наркотиков ради прибыли, но этого не случилось.
По словам Андрея Кошкина, сейчас в Афганистане принято много непонятных, в первую очередь для европейцев, законов.
— Естественно, что лидеры движения «Талибан»* установили нормы шариата. После того вреда, который нанесли Афганистану американцы, талибы продолжают настаивать на том, что власть именно в их лице и построенная на религиозных мусульманских постулатах сможет стабилизировать ситуацию в стране и дать ей импульс к развитию, — отметил эксперт.
Он заострил внимание на том, что в Афганистане всегда была внутренняя борьба больших социальных групп — племен и последователей религиозных течений:
— Например, как только ушли американцы, в провинции Панджшер, население которой в подавляющем большинстве представлено таджиками, против талибов выступил сын бывшего министра обороны Ахмад Масуд, который является афганцем таджикского происхождения. Но талибы быстро подавили этот всплеск недовольства.
По словам политолога, талибы пытаются завоевать уважение других стран соблюдением определенных договоренностей, однако, чтобы это осуществить, им необходимы рычаги и механизмы экономического развития, которые помогали бы воспринимать их как партнеров по бизнесу.
Как с сектором Газа: чем обернется для стран выход России из Арктического совета
По словам эксперта, Китай старается проникнуть в экономику Афганистана, и у них это получается.
— В Поднебесной очень заинтересованы в сотрудничестве с талибами, поскольку в Афганистане есть много возможностей для разработки меди и других редкоземельных металлов, — рассказывает политолог. — Если талибы смогут обеспечить стабильность и безопасность, то китайцы готовы инвестировать в экономику страны довольно большие деньги. Это в значительной степени повлияет на благосостояние афганского народа, но пока что Китай весьма осторожно продолжает продвижение своих экономических интересов в этой стране.
По словам Андрея Кошкина, у «Талибана»* есть трудности с признанием на международной арене, ведь во многих государствах это движение признано террористической организацией.
— Однако наша страна видит необходимость во взаимодействии, исходя из принципов обеспечения безопасности и помощи в обеспечении безопасности бывших советских республик в Средней Азии.
* «Талибан» — организация признана террористической и запрещена в России