Священномученик Зосима Трубачев: его охраняли рабочие, взявшись за руки, они не допустили избиения верующих...
Чтобы привлечь православных переходить к обновленцам, власти разрешили последним совершать крестные ходы по городу, тогда как православные на это права не имели, и в случае неповиновения им грозили различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменять крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали агрессивно теснить атеисты, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму и духовенство охраняли прихожане храма — ивановские рабочие. Взявшись за руки, они оцепили процессию и не допустили избиения верующих...
* * *
Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева и его супруги Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в Никольском духовном училище. В 1914 году он окончил Вологодскую духовную семинарию, в 1918 году — Московскую духовную академию.
Имея прекрасный слух и певческие дарования, он в семинарии с успехом заменял регента. В академии Зосима управлял академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергиево-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он обвенчался с Клавдией Георгиевной Санковой, дочерью железнодорожного мастера, большого почитателя иеромонаха Варнавы (Меркулова), к которому он нередко обращался за советами.
Душевные качества Зосимы, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. В марте 1918 года он был рукоположен во диакона, а 25 апреля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Патриарх Тихон рукоположил его во священника.
Первым местом служения отца Зосимы стал Богородице-Рождественский храм в большом селе Подосиновец в Вологодской епархии, где за несколько месяцев до его приезда претерпел мученическую кончину настоятель храма протоиерей Николай Подьяков. Уроженец Вологодской губернии, отец Зосима хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого они ткали полотно и шили одежду. В Подосиновце он целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни. Он посещал больных, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Из милосердия он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочь утонувшего помора. На Рождество в доме священника устраивалась ёлка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни. На праздник Богоявления водосвятие совершалось на реке Юг.
В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги Клавдии родилось трое детей. С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья воспринимала как чудо. В один из праздничных дней собрались родные и гости. Отец Зосима держал сына на руках, когда кто-то его позвал. Он положил ребенка на подоконник и вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он впал в забытье. Отец Зосима ушел в другую комнату и стал горячо молиться. Через некоторое время мальчик проснулся здоровым.
В 1924 году отец Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавил тогда епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев). В середине 1920-х годов православные Иванова переживали один из самых трагичных периодов своей церковной истории — при поддержке властей обновленцы захватили почти все храмы в городе. В отце Зосиме епископ Августин нашел мужественного защитника православия и в 1925 году возвел его в сан протоиерея и назначил настоятелем Введенского храма в Иваново-Вознесенске, так как настоятель этого храма отпал в обновленчество. Приход оказался почти полностью разрушенным, богослужение совершалось небрежно, церковное пение было заменено концертным исполнением. Отец Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть привычку причта небрежно отправлять чинопоследования, и в особенности таинство Исповеди. Он настойчиво отстаивал традицию обиходного церковного пения, несовместимого с концертностью.
Введенский храм, построенный в начале ХХ века, был украшен резным деревянным иконостасом с иконами, исполненными в традициях древнего письма. Стараниями протоиерея Зосимы рядом с храмом была выстроена небольшая колокольня; он освятил колокола и установил порядок ежедневного звона. По воскресеньям после вечернего богослужения отец Зосима проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Каждую неделю по вторникам читался акафист перед чтимой иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».
Отец Зосима был человеком общительным, он легко сближался с людьми, и к нему тянулись люди и простые, и образованные. Но при этом он всегда оставался священником, и интерес к различным сторонам жизни не заглушал в нем внутренней молитвенной настроенности. Проповеди отца Зосимы убеждали силой веры самого проповедника; слушатели чувствовали, что перед ними человек, всецело предавший себя воле Божией. Изъясняя Евангелие, он призывал неустрашимо следовать за Христом, не отрекаться от Него, приводил примеры из жизни святых для укрепления веры.
В 1926 году власти арестовали епископа Августина и выслали в Среднюю Азию. До пострижения в монашество он был семейным человеком, но жена его скончалась от чахотки еще в 1920 году. И вот теперь в Иванове остались его дочери, во младенчестве лишившиеся матери, и протоиерей Зосима взял на себя попечение о них.
В 1928 году по городу повсюду расклеили списки людей, лишенных гражданских прав: бывших фабрикантов, купцов, военных, а также священнослужителей. Усиливалось глумление безбожников над церковными праздниками, когда начали устраиваться антирелигиозные карнавальные шествия. В этом же году власти арестовали отца Зосиму, и 7 сентября Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в город Вельск Вологодской области с запретом совершать богослужения в храме. В 1929 году наказание ужесточили, и священник был заключен в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки недалеко от станции Няндома Архангельской области, где начиналось тогда строительство новой железной дороги.
В 1932 году отцу Зосиме было разрешено переехать в город Юрьев-Польский Владимирской области, где он устроился счетоводом, а в свободное от работы время управлял хором в единственном действующем тогда в городе храме во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. На клиросе под его руководством пели монахини из закрытого властями Петропавловского монастыря.
В 1934 году в Москву из заключения вернулся епископ Августин, и заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) направил его на Калужскую кафедру. Протоиерей Зосима встретился с епископом, и тот, зная его как ревностного пастыря, предложил ему поехать вместе с ним. Отец Зосима с радостью согласился и был назначен настоятелем Казанского храма в городе Малоярославце и благочинным приходов в Малоярославецком районе.
В июле 1937 года в Малоярославце поселился вернувшийся из заключения исповедник протоиерей Роман Медведь, которого во время его болезни отец Зосима стал посещать каждый день, и их беседы стали для них большим утешением. Это было маленьким пиром веры. Они переживали то состояние души, когда человек готов умереть, потому что в нем Христос, победивший смерть. 8 сентября 1937 года, причастившись Святых Христовых Таин, отец Роман ушел на суд Христов первым.
26 января 1938 года власти арестовали протоиерея Зосиму и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, что отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, но верующие должны до смерти защищать веру Христову. Что коммунисты надругались над православной верой, тысячи ни в чем не повинных священников томятся в тюрьмах. Что коммунисты силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся. Свидетели говорили, что протоиерей Зосима имеет обширные связи с гонимыми советской властью людьми, которые преследуются ею как враги народа. Этих людей он приглашал петь на клиросе. Это всё было священнику поставлено в вину.
Допрашивая протоиерея Зосиму 29 января, следователь спросил, признает ли он себя виновным в том, что вел контрреволюционную работу против советской власти. Священник категорически отказался признать себя в этом виновным. 19 февраля тройка УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу.
Протоиерей Зосима был расстрелян 26 февраля 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.