Слово и дело Маню Макрона
Доброе утро, Империя.
В России теорию речевых актов знают крайне мало, а вот на Западе ее изучают почти во всех университетах. Британец Джон Остин в середине ХХ века знал, на что следует обратить внимание - поэтому нынешнее поколение политиков ЕС пользуется этой теорией, кто во что горазд.
Не буду утомлять деталями, кому интересно - прочтет про теорию сам. Тем не менее, упомянуты речевые акты не просто так - в теории есть раздел про слова или фразы-перформативы, означающие не только речь, но и действия. Причем одновременно.
На бытовом уровне это выглядит так: человек говорит "Я голоден" и у него тут же включается некая встроенная стратегия. На первом этапе голодный человек определяет, сразу бежать и запихивать в себя что найдет или подождать. Второй этап стратегии, после того, как голодный решил, что уже пора, предусматривает подход к холодильнику в поисках чего-нибудь съедобного. Если же искомое не найдено, человек начинает решать - готовить ли ему или ну его нафиг, проще добежать до ближайшего магазина за дошираком?
Если же человек вне дома, он начинает искать взглядом подходящее заведение общепита, попутно оценивая пригодность встречных кафе и ресторанов по своему личному вкусу и пристрастию. Ну или начинает поиски шаурмячной по соседству с траекторией своего движения - у кого какой кошелек, то такие предпочтения и проявляет.
В политике все чуть иначе, но и там перформативы и императивы рулят. К примеру, лозунг "Земля крестьянам, фабрики рабочим!" - это прямой призыв к действию. Простой, как шпала - внимающий призыву не догадывается, что для начала землю и фабрики нужно у кого-то отнять, потом национализировать и только после этого передать под управление трудовым коллективам. Процесс, как сами понимаете, не всегда быстрый и всегда неоднозначный. Под все это ведь еще и законы нужны, которые тоже требуют времени на создание, утряску и согласование между разными группами наверху.
По сути, любая предвыборная программа - это набор речевых актов. Я обещаю, я буду бороться, я исполню, я сделаю, я накажу, я углублю, расширю, натворю и вообще доставлю удовольствие всем, кто за меня проголосует. Речь политика - это прямая иллюстрация теории речевых актов, потому что политик не может рассуждать о сферическом коне в вакууме в концепции католической теологии о количестве ангелов на острие иглы - политик рубит правду-матку, отчего та довольно часто загибается в ужасных корчах.
Наблюдать за западными политиками - отдельное удовольствие, скажу я вам. Особенно если помнишь то, что они несли ранее. Впрочем, вот эта генерация общеевропейцев наговорила уже столько, что их слова превратились в белый шум на фоне взлетающего аэробуса - но иногда они способны перекричать даже аэробус.
Накануне Эмманюэль Макрон (боже, какая знакомая музыка на фоне его имени) предложил ввести войска НАТО в Северное Причерноморье. Понятно, что это он не от хорошей жизни и большого ума ляпнул, но все-таки это была проверка европейского социума на жим-жим - и как передовые части социума, политики высказались сразу. Мол, никогда и ни за что. Если Маню нужно, пусть сам и идет туда, с ружьем наперевес. Ишь, какой молодой да резкий выискался - а вдруг Путин возьмет, да и огорчится на такое действие? Огорченный Путин - это не то, что хотел бы видеть европейский политик последним в своей жизни.
Перформативы сыпались, как из ведра, в итоге Елисейский дворец отказался от дранга нах куда-то там и принялся оправдываться - мол, вы все не так поняли, Маню имел в виду совсем другое. Охрану границ, например - и обратно тут же полетели вопросы: Маню имеет в виду охрану границ с Россией или с Польшей? Первое слишком страшно, второе практически бесполезно - когда побегут, ни один заслон не сдержит.
Появилось мнение что европейские военные могут оказаться там с абсолютно гуманитарными целями, на гуманитарных танках с гуманитарными снарядами и гуманитарными автоматами в руках - на это справедливо отметили, что если Путин не поймет гуманитарных целей миссии, то итог будет точно таким же, как при прямой интервенции НАТО на Восточный фронт. Со всеми вытекающими, в том числе с обугленными соплями по стенам Елисейского дворца.
А уж какие речевые акты услышал месье по своему мобильнику - это никакими словами не передать. Наверняка там было много сказано и о физиологических особенностях самого месье, и о всех его родственниках до седьмого колена.
В то время, когда Джон Остин описывал свою теорию речевых актов, он не мог себе даже представить, что одних перформативов, императивов и прочих слов и определений окажется недостаточно - к примеру, как выразить недоумение и жалость одновременно, какими такими парламентскими выражениями, если не использовать универсальный русский матерный?
Поясню, о чем речь.
В тот момент, когда Маню Макрон собрался повоевать в далеком Северном Причерноморье, в Аденский залив вошел немецкий фрегат "Гессен" и тут же обнаружил над собой большой страшный беспилотник, который угрожающе помахивал крыльями.
Немцам понадобилось около сорока минут, чтобы обзвонить сокамерников (зачеркнуто) коллег по международной коалиции - и когда никто не признал беспилотник за свой, по аппарату было выпущено две зенитных ракеты. Ни одна из них не взорвалась, а еще через пару минут по закрытым каналам командир корабля услышал истошные вопли американских начальников по поводу инцидента - это был их разведывательный БПЛА.
Но самое интересное в этой истории то, как рассказывал о произошедшем глава Минобороны ФРГ Борис Писториус. Мол, какое счастье, что беспилотник совсем не пострадал - а вот то, что западное оружие оказалось вообще негодным, герр министр технично обошел на полусогнутых.
Впрочем, после фейса об тейбл при запуске "Трайдента" с борта британской подводной лодки (кульбиты со стандартным носителем ядерного заряда видел весь мир, хвала соцсетям) удивляться уже не хочется - напомню: американские АПЛ несут в своем чреве точно такие же "Трайденты".
Согласитесь - сейчас в голову пришло то самое слово, описывающее ситуацию наиболее емко и отчетливо? И вот эти вот мечтают нас победить - ага, щаз!!!
Автор не шапкозакидатель и отчетливо понимает, что часть ракет взлетит при начале атомного конфликта - автор всего лишь указывает на то, что другая часть этих ракет угробит самих запускающих.
Слово и дело всегда неразлучно - к примеру, можно запустить стратегию голода и остаться лежать на диване, всем врагам назло. Но есть речевые акты, которые далеко не всегда понятны сразу - а потом удивляешься, насколько все это было продумано и своевременно.
Как только неделю назад стало известно о дате обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию, в окрестностях России немедленно начались плохо скрываемые и довольно скоординированные действия. В Приднестровье тут же решили провести съезд народных депутатов всех уровней - в Северном же Причерноморье утверждали, что речь непременно пойдет о включении этой непризнанной республики в состав Российской Федерации.
Съезд прошел в среду и принял обращение к России защитить республику от экономических и политических домоганий Молдавии и лично Майи Санду - наш МИД тут же возбудился и пообещал непременно сделать все возможное. То, что такие вещи происходят накануне речи президента - отнюдь не совпадение. И я категорически отказываюсь верить в отсутствие координации Тирасполя и Москвы - а это значит, что некая стратегия дальнейшего развития событий на этом направлении уже на столе у Начальника.
При этом я не уверен, что в четверг прозвучит хоть слово о Приднестровье в Послании президента России - я вообще считаю, что это шаг вовне, эскалация конфликта в смысловом поле, исключительно для бывших партнеров - Россия как бы обозначает направление следующего удара.
А вот будет ли удар нанесен именно там - очень большой вопрос. Перформатив вкинут, но является ли он императивом к действиям Запада? Особенно если мы учитываем парламентские выборы в Молдавии этой осенью?
Как оказалось, в эту игру умеют не только лишь все. Мало кто вообще. Кличко - вот мастер перформативов вперемешку с императивами и экзерситивами (выражения влияния и власти), сдобренные комиссивами (обещания чего-то там), присыпанные бехабитивами (социальными установками) и набитые под завязку экспозитивами (демонстрация достижений).
Теория речевых актов - занятная штука, если разбирать речи западных деятелей - и только мудрый Джо Байден не подпадает ни под одно определение. Просто потому, что начинает фразу об одном, продолжает о другом и засыпает где-то посередине.
Вот именно такой Цицеронище наших дней Путину больше всего по душе - хотя бы есть с кем поговорить о вечном. О том, что там за порогом, кому руку жать первому из апостолов - впрочем, в этом вопросе Джо не поможет, он как раз все больше по демоническим сущностям рукопожимаем.
Ждем слов Начальника - наверняка там будет много интересного. Например, новые мультики - ну а что, Запад уже все серии прошлого сезона до дыр затер, пора напрягаться на новых сюжетах.