Брянским нотариусам незачем пахать, когда можно ляпать бумажки за колоссальные деньги
Немалый резонанс вызвала публикация «Брянских новостей» о том, что нотариусов могут лишить баснословных доходов. Каких же?
В обществе все должно быть соразмерно, если оно хочет быть справедливым. Если не хочет, тогда появляется закрытая каста судов, тогда появляется закрытая каста нотариусов, куда простой человек не может проникнуть. Тогда это общество, раздираемое недовольством людей, начинает разрушаться изнутри.
Брянскстат утверждает, что средняя зарплата в Брянской области достигла 50 тысяч рублей. Не все верят в эту цифру, но не будем сейчас оспаривать ее. Согласимся, что обычный инженер или рабочий получает 2500 рублей в день. Рабочий пашет целый день у станка, сантехник возится в грязной канаве, труженик сельского хозяйства глотает пыль в поле. Все они достойны уважения, все достойны более высокой зарплаты. Кстати, в некоторых сельских предприятиях она превышает среднюю в два и более раз − это правильно.
Теперь заглянем в тихие и уютные кабинеты, где нет пыли, где сидят суровые тети. На входе написано: «Нотариус». Они бывают разные, как и везде. Репортер «Брянских новостей» однажды нарвался на упитанного лгуна в нотариальной конторе одного из городов. На жирного лгуна, который понял, что попросили заверить документ, касающийся его родственника. Он закрутился-завертелся и нагло соврал, сказал, что не может заверить, потому что якобы «в программе этих данных нет».
Сколько эти упитанные получают? Столько же, сколько и другие нотариусы. А сколько − другие? Здесь можно привести слова, которые почему-то не получили должного цитирования. Вымарали их, что ли по всей сети? Между тем они были сказаны не так давно. И не кем-то, а главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Ее высказывание приводит агентство «Прайм». По словам Матвиенко, доходы нотариусов в среднем достигают 800 тысяч рублей в месяц:
− Я просто для сведения поинтересовалась, сколько средняя зарплата у нотариуса. Не буду комментировать, средняя − 800 тысяч.
Она добавила, что ослаблять антикоррупционный контроль не стоит:
− Года три назад было много жалоб, в частности, от застройщиков Московской области… Тупо вымогали деньги, не заплатишь взятку − будешь год документы оформлять.
Понимая, что закрытая каста стала гнить изнутри, Матвиенко попросила главу комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса подготовить совместно с Министерством юстиции РФ проект федерального закона о государственной системе нотариальных услуг, так как действующее законодательство предоставляет слишком много свободы Федеральной нотариальной палате России и не отвечает современным реалиям:
− Прошу вас, Андрей Александрович [Клишас], в тесном взаимодействии с Минюстом подготовить государственный закон о государственной системе оказания нотариальных услуг, а не [эта] частная лавочка, которая будет пытаться руководить всеми и вся.
Потом Матвиенко добавила:
− Закончилось это время, сейчас время другое. И просто несолидно.
Эти слова были произнесены во время открытого диалога с министром юстиции Константином Чуйченко. Тем самым, которого на этой неделе вновь утвердили в прежней должности.
Далее было еще более жесткое высказывание.
− Константин Анатольевич, вы очень огорчили, − сказала Матвиенко. − Я думала, что все-таки дошло, что вы поняли, о чем идет речь, а вы стоите и просто дурака валяете. Так не ведут себя солидные руководители. Диалога с вами не получается, а раз не получается − значит, будут приниматься решения в интересах государства, − сказала Матвиенко, обращаясь к президенту Федеральной нотариальной палаты России Константину Корсику.
По словам Чуйченко, были подготовлены изменения в сфере нотариата, но нотариальная палата их не согласовывает. Валентину Матвиенко это возмутило:
− Я бы хотела Константина Анатольевича Корсика, президента Федеральной нотариальной палаты спросить. Что у вас такая высокая степень свободы? Вы что у нас, свободный художник? Или вы возглавляете творческую мастерскую? Министр юстиции, министерство, которому вы должны подчиняться, подготовило проект подзаконного акта. Я понимаю, что вы целый президент, но нельзя же себя так вести. Почему вы не согласовываете подзаконные акты, которые готовит министерство?.. Тут сидят серьезные люди, сенаторы РФ. Что вы из нас дураков-то делаете? Нехорошо, Константин Анатольевич, дорогой мой, зачем вы так себя ведете? Если вы будете себя так дальше вести, то тогда будут более кардинальные решения. Мы понимаем, что не может быть до такой степени самостийной нотариальной палаты, которая сама все за себя любимую решает, включая тарифы. Если Минюст считает, что надо усилить роль государства в деятельности нотариальной палаты, потому что вы выполняете государственные функции, то почему вы стоите и занимаетесь, извините, клоунадой. Несолидно. Вы же целый президент целой нотариальной палаты.
Чуйченко сообщил, что министерство к 1 апреля 2024 года намерено подготовить «свое видение нового закона, который будет регулировать нотариальную деятельность», и выразил готовность начать обсуждение.
Но пока ровным счетом ничего не изменилось. Родственники и родственницы в конторах, многочисленные помощники и помощницы, грабительские тарифы. Сляпать бумажку, распечатанную тут же, и потребовать за это с клиента 5, 8, 10 тысяч рублей − это запросто. Бумага ляпается за 10 минут. Знаете сколько она должна стоить даже у того самого жирного нотариуса? Это высчитывается легко. Берется дневной заработок слесаря БМЗ, делится на 480 минут дневного рабочего времени. Исходя из этих трудозатрат получается, что минута рабочего времени нотариуса стоит не более 5 рублей. Не 50 или 500, а 5. Пусть добавят к этому аренду и оплату помощников, которые, собственно, чаще всего и выполняют всю черновую работу − получится, что оформление обычного документа должно стоит не более 200 − 300 рублей. Не 3 и не 30 тысяч, а 200 рублей. Но где вы видели такие расценки? И разве не права Матвиенко, которая высказала свое возмущение?
Знаете, что самое скверное в этой истории? То, что молодежь ищет такие спекулятивные должности. Не инженерные, не созидательные, а вот такие спекулятивные.
И таких должностей, и такого рода бизнеса − вся страна. А это значит, что ее экономика не может нормально развиваться, и она не развивается. И потому брянцы ездят не на российские машинах, а на китайских, и потому покупаются импортные телевизоры, холодильники и так далее, потому что свои не производятся.
До той поры, пока гниющие касты не будут вывернуты наизнанку, пока не изменится законодательство и нормы поведения, российское общество так и будет барахтаться в болоте.
Дмитрий Данилов