Соболезнования крокодила
Трагическая гибель президента Исламской Республики Иран Ибрагима Раиси в воскресенье стала новостью номер один в западных СМИ. И это понятно: Иран для Запада — один из главных противников, важный элемент так называемой оси зла, включающей также Россию, Китай, Северную Корею и Венесуэлу. В рамках этой политической мифологии лидеры Ирана — безусловно «плохие парни», враги, чья гибель рассматривается как несомненное благо для «свободного мира». Тем удивительнее для западного обывателя прозвучали слова соболезнования народу Ирана, сказанные не только из Москвы, Пекина и Каракаса, но и из Вашингтона и Брюсселя.
Правда, американский Госдеп исхитрился в коротеньком официальном документе связать свои сожаления по поводу гибели Раиси и министра иностранных дел Ирана Хосейна Амира Абдоллахияна с поддержкой борьбы иранского народа за права человека и основные свободы, но даже в таком виде заявление американского внешнеполитического ведомства вызвало возмущение консервативных республиканцев.
«Выражать соболезнования в связи со смертью этого монстра — позор!» — написал в сети X сенатор Том Коттон.
Техасский конгрессмен Пэт Фэллон назвал Раиси «автократом-убийцей, который жестоко подавлял народ Ирана» и «не заслуживает соболезнований НАТО и всего свободного мира».
Влиятельная лоббистская Республиканская еврейская коалиция (RJC), поддерживающая переизбрание Дональда Трампа, воспользовалась случаем, чтобы в очередной раз пнуть администрацию Байдена за заигрывание с врагами Америки. «Госдепартамент Байдена направляет «официальные соболезнования» тегеранскому мяснику. Ужасно. Почему этой администрации так трудно понять, что мы не должны нянчиться с поддерживающими терроризм режимами, на руках которых кровь американцев и наших союзников?»
Неудивительно, что более всего возмущаются соболезнованиями Госдепа те конгрессмены-республиканцы, которые горячо поддерживали Израиль в его конфликте с ХАМАС, закрывая глаза на геноцид палестинцев. Один из таких произраильских республиканцев, Чак Флейшманн (дальний родственник знаменитого фокусника Гарри Гудини), два месяца назад, споря с левыми активистами, напомнившими ему, что израильтяне убили более 30 тыс. палестинцев, заявил: «Я всегда поддержу Израиль... так решил Бог... Прощай, Палестина…» Этот самый Флейшманн написал в сети X: «Позорно, что администрация президента Байдена выразила соболезнования в связи со смертью иранского президента Ибрагима Раиси — злого тирана, который годами репрессировал и убивал невинных людей. Внешняя политика Байдена заключается в том, чтобы умиротворить наших врагов, отказываясь при этом от наших союзников».
Официальному представителю Госдепа Мэтью Миллеру пришлось в буквальном смысле отбиваться от журналистов, обвинявших Белый дом в чрезмерно мягкой позиции по отношению к Тегерану. Он пытался оправдываться, ссылаясь на то, что Вашингтон выражал соболезнования даже по поводу смерти Иосифа Сталина и Уго Чавеса, и настаивая, что заявление Госдепа «ни в коей мере, никоим образом не подрывает» критику Вашингтоном иранского правительства по вопросам прав человека и противодействия иранским прокси на Ближнем Востоке. Но репортёры не унимались: они подозревали, что выражение соболезнований по поводу гибели Раиси направлено на смягчение отношений между США и Ираном в решающий для региона момент и, возможно, каким-то образом связано с тайными переговорами между американскими и иранскими дипломатами в Омане.
Об этих переговорах, факт которых Миллер не подтвердил (но и не отрицал), за несколько дней до трагедии в горах Северного Ирана сообщил весьма информированный сайт Axios. По версии Axios, два высокопоставленных чиновника администрации Байдена — главный советник Байдена по Ближнему Востоку Бретт Макгерк и исполняющий обязанности посланника США по Ирану Абрам Пэйли — провели непрямые переговоры с неназванными иранскими официальными лицами о том, как избежать эскалации региональных атак, поставивших Ближний Восток на грань большой войны. По словам источников, переговоры были посвящены разъяснению последствий действий Ирана и его сторонников в регионе и обсуждению озабоченности США по поводу статуса иранской ядерной программы.
Обеспокоенность Вашингтона вызвали комментарии некоторых иранских чиновников о возможности перехода Тегерана к производству ядерного оружия.
Разумеется, в интернете уже появились конспирологические теории, связавшие эти переговоры с гибелью Раиси и Абдоллахияна, считавшихся сторонниками жёсткой линии во внешней политике Тегерана. Якобы Раиси и Абдоллахиян (которых ещё называют ведущими фигурами мифического «пророссийского клана» в руководстве ИРИ) препятствовали разрядке в отношениях между Ираном и США, поэтому их и убрали. Некоторые западные СМИ впрямую намекают, что гибель президента Ирана может быть результатом внутренних интриг в руководстве страны.
«В иранской политике ничто не бывает таким, как кажется, — пишет, например, британский The Economist. — И многие иранцы начали строить предположения о более гнусных объяснениях. У Ибрагима Раиси длинный список внутренних врагов — от относительно умеренных, которых он оттеснил на второй план, до консерваторов, которые считали его неумелым президентом. Небезосновательно задаваться вопросом, не сговорились ли внутренние враги убить его».
При этом официальный Вашингтон поспешил опровергнуть любые подозрения в причастности к гибели Раиси и Абдоллахияна. «Соединённые Штаты непричастны к этой катастрофе. Это факт, простой и очевидный, — заявил глава Пентагона Ллойд Остин. — Это может быть множество причин — механическая неисправность, ошибка пилота, как угодно». Действительно, вертолёт (а это был 45-летний американский Bell, к тому же давно не ремонтировавшийся из-за санкций США) — не самый безопасный вид транспорта, особенно в густом тумане в горах. Но странно, что из трёх вертолётов, направлявшихся в тот день в Тебриз, разбился только тот, на борту которого находились президент и министр иностранных дел Ирана, — остальные вполне благополучно добрались до места назначения. Ещё один настораживающий факт — то, что уже днём в воскресенье израильский 12-й канал со ссылкой на неназванные западные источники «обрадовал» своих зрителей: президент Ирана Раиси мёртв. К этому моменту спасатели ещё не добрались до места аварии, да и само оно было обнаружено только спустя несколько часов турецким разведывательным беспилотником.
И ещё одна странность, на которую стоило бы обратить внимание: на том же брифинге говорящая голова Госдепа Мэтью Миллер сообщил журналистам, что иранское правительство обратилось с просьбой о помощи к Вашингтону, чтобы найти пропавший вертолёт Раиси, и что Белый дом такую помощь оказать был готов, но в конечном итоге «в основном по логистическим причинам» сделать этого не смог.
В этой истории загадочно чуть более, чём всё. Во-первых, из слов Миллера следует, что между Вашингтоном и Тегераном существует канал оперативной связи, позволяющий осуществлять коммуникацию напрямую, без посредников где-то в Омане. Во-вторых, если эта информация правдива, то приходится допустить, что в руководстве Ирана есть влиятельные круги, заинтересованные в сотрудничестве с администрацией Байдена и — ключевой момент — с разведывательным сообществом США. В-третьих, не совсем понятно, зачем Тегерану вообще понадобилось обращаться за помощью к Большому Сатане, если в регионе у него есть друзья, также обладающие техническими возможностями для поисков.
Впрочем, стоит ещё раз оговориться: если Миллер говорит правду. Если же нет, то Госдеп и Белый дом в свойственной им манере пытаются изобразить США этаким добрым самаритянином, готовым прийти на помощь своему заклятому врагу. И даже уронить над гробом этого врага одну-две слезинки — как это свойственно одной известной рептилии.