Куба — любовь наша
14 июня многодетная семья из Коммунарки отмечает интернационально-семейный праздник — День рождения команданте Кубинской революции Че Гевары. «НО» отправились к жителям Новой Москвы и узнали их необыкновенную историю любви.
День рождения Че Гевары на Кубе — это государственный праздник. Глава семейства из Новой Москвы Йоандри Посуэло, уроженец Гаваны, даже вдалеке от родины не изменяет славным традициям. Этот день он отмечает вместе со своей семьей — супругой Анной Шабановой и тремя детьми: 12-летней Камиллой, 6-летней Аделиной и 2-годовалым Антонием Эрнесто. А началась такая традиция в беззаботные студенческие годы.
Вытянуть счастливый билет
На вступительных экзаменах в Институт туризма и гостеприимства был настоящий бум. Анна уверена, что, поступив туда, на факультет «Экономика в туризме», вытянула счастливый билет. Испанский язык ее курсу преподавала необыкновенно яркая личность, руководитель самодеятельного ансамбля «Гренада» Татьяна Владимирская.
— Вместе с любовью к испанскому языку Татьяна Львовна фактически подарила мне весь мир. «Гренада» с начала 1970-х годов «гремела» на молодежных музыкальных фестивалях за рубежом, собирала вокруг себя единомышленников и друзей, конечно, много было и иностранцев, — вспоминает Анна сегодня.
И эта кипучая жизнь захватила ее. В ряды музыкантов-исполнителей Аня не вошла, потому что никогда не занималась музыкой. Но нужна была как переводчик.
— Через полгода институтского обучения я свободно общалась на испанском языке, как волонтер помогала приезжающим в Москву латиноамериканцам на разных форумах. Вместе с подругами сопровождала экскурсии, в начале в небольшие круизы только по России выезжала, потом появились и зарубежные задания, — рассказывает Анна.
Первая встреча с будущим мужем произошла на одном из дипломатических мероприятий.
Преодолевая языковой барьер
Двадцатиоднолетний Йоандри Посуэло с земляками приехал в Москву и поступил на подготовительные курсы Военной академии имени М. В. Фрунзе. Тогда на русском языке он от силы выговаривал несколько слов. Представители кубинского посольства старались опекать его вместе с товарищами, но не во всем.
— Как сейчас помню, конец августа, очень холодно было. Никто нас не предупредил о существовании легких пуховых курточек, и мы надевали на себя сразу всю одежду, которую привезли с собой. Так и ходили как капустные кочаны в нескольких футболках, кофтах, в мокасины втискивали ноги, одетые не в одну пару носков. Но лучше уж такая погода, чем кубинская жара, — рассуждает Йоандри.
В канун Нового года Центральный государственный архив организовал вечер памяти воинов-интернационалистов, участников Гражданской войны в Испании. Еще непривыкших к московскому быту будущих кубинских военных пригласили присоединиться к торжеству. Гостей встречали переводчицы. Среди дам солидного возраста выделялась худенькая, энергичная, молодая Аня Шабанова.
— Она была в такой элегантной юбке и в нарядных ботиночках, — вспоминает Йоандри.
А вот Анна, наоборот, никого с того вечера особо не запомнила.
— Подруга пыталась представить мне группу приезжих с Кубы. Поздоровались и все. Что мы, кубинцев, что ли, не видели? — улыбается Анна.
Но через две с половиной недели на дне рождения общей приятельницы кубинский амиго (друг по-испански. — «НО») уже не упустил шанса познакомиться с девушкой. Йоандри решил поступить хитро: вместе с друзьями попросил Анну помочь им подготовиться к экзамену по русскому языку.
— К тому времени я с красным дипломом окончила институт, устроилась переводчицей в испанскую кампанию и не страдала от дефицита работы. Но эти парни оказались такими активными, вычислили меня и моих подруг в интернете и стали буквально закидывать вопросами-предложениями, — вспоминает Аня. С этого все и началось.
— Вот Йоандри среди всех друзей первым ко мне и пробрался, — смеется Анна. Но кубинский муж, вспоминая это, категорически не соглашается.
— Ты сама меня позвала к себе: тебе так удобнее было! А до этого мы просто гуляли в Ботаническом саду, устно русскую грамматику осваивали, — перебивает супругу Йоандри.
На этих прогулках он, кстати, искренне полюбил Москву и стал строить планы на серьезные отношения с Анной. И даже пошел на хитрость.
— Представляете, я ему доверяла, оставляла его в своей комнате одного, а он воспользовался моим компьютером, чтобы через социальные сети вычислить симпатизирующих мне молодых людей. Постепенно всех отвадил, я даже не сразу это поняла. Ох, и пришлось же мне потом краснеть, — рассказывает Анна.
Но, прежде чем пара поженилась, прошло еще два года.
Вторая родина
Юрий Егорович и Татьяна Ивановна, Анины родители, давно догадывались, что гостю с Острова свободы нравится их дочь, и совсем этому не сопротивлялись.
— Они сразу меня хорошо приняли, о революции на Кубе вспомнили, о Фиделе Кастро по-доброму отзывались, — не скрывает счастливой улыбки Йоандри.
Вот только по вопросу питания у тещи с кубинским зятем оказались некоторые разногласия. Национальные блюда с бобами, рисом и курицей, сладковатые на вкус, приготовленные Йоандри, в семье не отказывается есть только тесть. Как говорит Аня, из чистой солидарности, основанной на международной дружбе. В свою очередь кубинец из русской кухни оценил лишь праздничные салаты вроде «оливье». Ну, и от красной икры, конечно, в восторге. Аня не скрывает, что к иностранцам ее родители привыкли давно. Еще учась в институте, она нередко приводила в гости целые компании испаноговорящей молодежи, в краткосрочных командировках кто-то даже оставался переночевать. Были и начинающие бизнесмены, пострадавшие от российских мошенников. И всем семья Шабановых оказывала посильную помощь. Поток гостей поубавился только, когда молодые переехали в свою отдельную квартиру.
— Правда, как таковой свадьбы у нас до сих пор не было. За один день через мою знакомую договорились о регистрации брака во Дворце бракосочетания № 4. Вечером 7 февраля 2013 года Йоандри занес им бутылку кубинского рома, а в 9 утра на следующий день нас уже расписали, — рассказывает Аня.
Дело в том, что промедление в регистрации отношений грозило паре слишком долгим расставанием. За два года до этих событий Йоандри решил оставить карьеру военного. Процедура отчисления из военного учебного заведения оказалась сложной, пришлось возвращаться на Кубу, переоформлять документы, в том числе паспорт. А следом возвращаться в Москву, но уже в другой институт. Правда, виза новому студенту с Кубы была оформлена лишь на три месяца. И чтобы безвременно остаться в России, требовалась весомая причина.
— Так что 8 февраля мы больше радовались тому, что успешно избежали его депортации, — смеется Анна. Сейчас Йоандри Посуэло преподает испанский язык в РУДН. И вот уже целых одиннадцать лет в семье Шабановых-Посуэло успешно сочетаются российско-кубинские традиции. Дети легко общаются и на русском, и на испанском языках, все трое любят танцевать, петь, осваивают игру на музыкальных инструментах. Девочки всерьез учатся игре на флейте. На веселые праздники, которых у этой семьи соответственно в два раза больше, достаются и балалайки с ложками, и маракасы с бонго (кубинский барабан. — «НО»).
— Камилле не было и двух лет, когда она вышла на сцену вместе с нашим любимым ансамблем «Гренада», мы продолжаем дружить. Аделина очень похожа на папу, в три года впервые выступила на широкой публике, когда в Москву приехала кубинская делегация, ее даже приняли за свою. Антоний Эрнесто еще плохо держался на ногах, когда стал подражать сестрам, — не скрывают гордости за детей счастливые родители.
Кстати, сына они назвали в честь Эрнесто Че Гевары. В их семейном кругу песня «Команданте Че Гевара» — самая любимая. Правда, на родине кубинского революционера пока смогли побывать только Анна со старшей дочкой, их встретили там с любовью. Кубинцы никогда не отказываются повеселиться, собираются большими шумными компаниями. Вот и в России к Анне с Йоандри любят приезжать многочисленные друзья, как русские, так и кубинские.
Справка
Семья Посуэло-Шабановых — настоящие полиглоты. Они разговаривают на русском, испанском, английском и португальском языках, во всяком случае — родители. А песни в этой семье исполняются практически на любом языке, даже на непростом китайском.
ЦИФРА
122 года назад были впервые установлены российско-кубинские дипломатические отношения.