Новым главой ХАМАС стал непримиримый враг Израиля: кто такой Яхья Синвар, сменивший убитого Исмаила Ханию
Лидер ХАМАС в секторе Газа Яхья Синвар избран на пост главы политбюро палестинского движения после убийства своего предшественника Исмаила Хании. В Тель-Авиве считают Синвара одним из главных организаторов нападения ХАМАС на Израиль 7 октября прошлого года и официально заявляли о намерении ликвидировать палестинца. Вот только с учетом послужного списка нового главы политбюро ХАМАС сделать это, по-видимому, будет гораздо сложнее.
БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ
Яхья родился в 1962 году в лагере беженцев Хан-Юнис на юге секторе Газа. Именно оттуда в последние дни продолжается эвакуация гражданского населения в рамках подготовки к наземной операции Армии обороны Израиля. Тогда это было укромным пристанищем всех скрывавшихся от арабо-израильской войны 1947-1949 годов.
Родители Синвара были родом из города Маджаль, который в 1948 году был захвачен израильтянами. Всех жителей тогда депортировали в Хан-Юнис, а само поселение перестроили в еврейском стиле, назвав Ашкелон. Сейчас это старейший портовый город на территории Израиля, омываемый Средиземным морем.
Трагический опыт изгнания оставил глубокий след в душе Яхьи, взрастив ненависть к тем, кого он считал виновным в страданиях своей семьи – Израиль. С малых лет он дал себе торжественное обещание: однажды отомстить за арабский род и вернуть справедливость.
Следуя заветам мусульманской веры, прежде чем вершить правосудие, Синвар решил стать «великим человеком». Он окончил организованную ООН школу и поступил в Исламский университет Газы, получив степень бакалавра по арабскому языку. Лишь после этого он приступил к «борьбе за честь и справедливость».
Впервые Синвар был арестован Израилем в возрасте 19 лет за «исламскую деятельность», второй раз – в 1985 году. Горячее сердце, пылающее жаждой возмездия, и неутолимая ненависть, отражавшаяся в его глазах, стали неотъемлемыми спутниками Яхьи на пути к цели. Согласно досье израильской разведки, эти качества помогли ему заслужить доверие основателя ХАМАС шейха Ахмеда Ясина.
КАРЬЕРНЫЙ СКАЧОК
Вожди ХАМАС видели в Синваре не просто воина, а символ несгибаемой решимости и неукротимого духа, что позволило ему быстро подняться. В 25 лет ему поручили создать организацию внутренней безопасности движения ХАМАС – «Мажд» и курировать ликвидацию предателей, подозреваемых в сотрудничестве с Израилем.
В 1989 году израильские военные схватили Синвара, и впоследствии суд приговорил его к пяти пожизненным заключениям за причастность к убийству 12 человек. В тюрьме палестинец провел более 22 лет, но времени зря не терял: он в совершенстве овладел ивритом и изучил национальные особенности евреев. Это не только расширило кругозор Яхьи, но и дало ему уникальное преимущество, превратив в еще более опасного и хитроумного противника.
Экс-глава следственного отдела Общей службы безопасности Израиля Михи Коби, допрашивавший Синвара на протяжении 150-180 часов, описал его следующим образом: «Он крайне харизматичен, очень умен и хитер, яростно ненавидит евреев. У него огромные амбиции».
В 2011 году Синвара освободили в рамках обмена 1027 палестинских заключенных на израильского капрала Гилада Шалита, похищенного ХАМАС в Газе в 2006 году (в операции по поимке участвовал брат Яхьи). Именно Синвар тогда стал одной из ключевых фигур, на освобождении которой настаивали представители движения.
После освобождения палестинец прошел подготовку в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) в Иране. Это обучение не только закалило его физически и психологически, но и помогло установить прочные связи с лидерами одного из сильнейших спецподразделений мира. А заодно и стать важным союзником Тегерана в их общем стремлении противостоять израильскому влиянию
В списках правительства США Синвар проходит как «глобальный террорист особого значения». С 2023 года палестинец находится под санкциями Великобритании и США.
"СЕДЬМОЕ ОКТЯБРЯ БЫЛО РЕПЕТИЦИЕЙ"
После нападения 7 октября 2023 года Синвар не делал никаких публичных заявлений. Единственная фраза, которую он отрезал, была на выступлении по телевидению спустя полтора месяца: «Лидеры оккупации должны знать, что 7/10 было просто репетицией».
Преемником Хании, кстати, Синвар стал не впервые. Вскоре после выхода из тюрьмы палестинец вошел в состав политбюро ХАМАС, а в 2017 году был избран на пост лидера движения в секторе Газа, как раз-таки сменив Ханию, который пошел на повышение.
У Яхьи есть младший брат Мохаммед. Вдохновленный подвигами родственника, он стал одним из первых новобранцев недавно образованного военизированного крыла ХАМАС «Изз ад-Дин аль-Кассам». За 37 лет он пережил не менее 6 попыток ликвидации разведкой Израиля. Последнее из них вынудило Мохаммеда исчезнуть из публичного поля и даже пропустить похороны отца в 2022-м.
Мохаммед также считается одним из руководителей атаки 7 октября 2023 года: за его голову назначена награда в 300 тысяч долларов. Во время захвата штаба Мохаммеда в Хан-Юнисе ЦАХАЛ обнаружили в нем макеты въездов в израильские общины.
РЕАКЦИЯ ИЗРАИЛЯ
Представитель израильских вооруженных сил контр-адмирал Дэниел Хагари в ответ на назначение Синвара заявил:
– Для Яхьи Синвара есть только одно место, и оно находится рядом с остальными террористами, совершившими 7 октября. Это единственное место, которое мы готовим для него.
Еще в декабре прошлого года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пригрозил: обнаружение Синвара – «лишь вопрос времени». А разведка и вовсе описала палестинца как «ходячего мертвеца». Однако точное местонахождение Синвара до сих пор неизвестно – предположительно, он по-прежнему скрывается в обширной сети туннелей ХАМАС под сектором Газа.
– Назначение архитеррориста Синвара новым лидером ХАМАС – еще один веский повод для того, чтобы быстро устранить его и стереть эту мерзкую организацию с лица земли, – заключил глава МИД Израиля Исраэль Кац.
В ответ главком армии Ирана Абдулрахим Мусави парировал: «Это избрание означает лишь то, что у сионистского режима не должно быть никаких надежд на будущее».
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
О возможных сценариях развития событий мы поговорили с экспертом Российского совета по международным делам, консультантом Центра политических исследований России Леонидом Цукановым.
О личности Синвара и последствиях назначения:
– Назначение Синвара действительно стало неожиданностью: многие прочили победу в гонке Халеду Машалю, который с момента гибели Хании исполнял обязанности главы политбюро и рассматривался как однозначный преемник. Согласно инсайдам, не претендовавший ранее на пост Синвар выступил против и даже использовал свой аппаратный вес, чтобы «погасить» кандидатуру Машаля.
В тесных кругах Синвар известен как один из идеологов 7/10. С учетом биографии палестинца, его фигура неразрывно связана с Газой, что призвано подчеркнуть решимость ХАМАС отстаивать независимость анклава «до победного». Он гораздо жестче и непримиримее по отношению к Тель-Авиву, а его позиция, наоборот, менее гибкая.
При этом у Синвара гораздо меньше «трений» с арабскими посредниками и Ираном, что позволит ему занимать крепкое положение в так называемой Оси сопротивления: коалиции группировок Палестины, Сирии, Ливана и йеменских хуситов.
Пойдет ли новый глава политбюро на сделку с Израилем – большой вопрос. По моему мнению, мировые компромиссы по Газе так и останутся в подвешенном состоянии, а с президентскими выборами в США развалятся вконец.
О медлительности Ирана в ответе за Ханию:
– Тегеран угрожает, но медлит с атакой по нескольким причинам. Во-первых, это необходимость накопить ударную силу: ни одна из иранских операций возмездия не проходила молниеносно, обычно подготовка к ним занимала до двух недель.
С учетом того, что, по замыслу Ирана, каждая следующая операция должна превосходить предыдущую, имеет место серьезная подготовка к ней. Параллельно в Тегеране продолжают подогревать медиаполе, угрожая использованием нешуточных средств – например, баллистических ракет средней дальности «Хорремшехр 4». Они могут долететь до Израиля за 7 минут и несут боевую часть в 1500 кг.
Во-вторых, используя воинственную риторику, Иран намеренно давит на региональных союзников США. Задача проста: вынудить их дистанцироваться от поддержки Тель-Авива и защиты его воздушного пространства в обмен на сохранность собственных объектов на Ближнем Востоке. Такая «информационная игра» рассчитана в первую очередь на Саудовскую Аравию и ОАЭ, чьи территории непосредственно граничат с иранской «зоной влияния».
Наконец, от эскалации Тегеран отговаривают не только «нейтральные» европейские страны, но и партнеры в лице Москвы и Пекина – соответствующие сигналы были ранее переданы иранскому правительству по закрытым каналам. При этом все стороны признают допустимость контракции, однако призывают держать ее в «символических» масштабах.
Автор: Максим ПЛОТНИКОВ