Первый человек в церкви, но… с конца!
В сентябре Реутов отметит свой очередной день рождения. К этому любимому всеми горожанами празднику газета «ПроРеутов» готовит специальный выпуск, в котором расскажет о земляках из числа тех, чья судьба и текущая деятельность привлекают общественное внимание и интерес. По мере готовности статьи будут размещаться на сайте proreutov.ru.
Колокольный звон, раздающийся из Троицкого храма Реутова по выходным, слышат во всех близлежащих домах. Сейчас во многих церквях используется электронный звонарь — устройство, бьющее в колокола согласно заданной ему мелодии. Однако в этом храме на колокольне звонарь — живой человек, к тому же женщина. Корреспондент «ПроРеутова» пообщался с Татьяной Латыш, которая рассказала про своё звонарское послушание.
— Татьяна, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Как вы думаете, что чувствуют люди, когда слышат звон колоколов Троицкого храма?
— Наверное, не всем тем, кто не собирается в церковь, звон нравится. Особенно в утренние часы. Поэтому колокола звучат не так часто, как определено по богослужебному уставу. Однако зачастую с колокольни я вижу: шёл человек мимо, услышал колокола, перекрестился, постоял немного и дальше направился. Всё-таки колокол может быть и голосом Божьим, который заставляет людей задуматься о смысле жизни, согревает и пробуждает душу, наполняет её добром и верой.
— Как вы стали звонарём?
— В Реутове я живу с 1977 года. Прихожанкой Троицкого храма стала с момента его постройки — в 2008-м. А спустя 11 лет, в 2019-м наш настоятель отец Димитрий Мурзюков благословил меня обучаться колокольному звону.
— А до этого вы занимались музыкой?
— Нет. По образованию я — инженер. Работаю проектировщиком по электроснабжению. Звонарское послушание у меня только на выходных.
— Долго пришлось учиться звонарству?
— После благословления я окончила курсы звонарей под руководством Григория Праздникова — ученика Московской школы звонарей Ильи Дроздихина. Курсы организованы на территории Никольско-Архангельского храма Балашихинского благочиния. Там будущие звонари осваивают мастерство на учебной звоннице в течение двух месяцев.
— Как проходило обучение?
— В процессе обучения нам передавали существующие традиции колокольного звона: московские, ростовские, Псково-Печерского монастыря, Троице-Сергиевой лавры. Кстати, самый известный звонарь России XX века (1963–2009 годы) — это игумен Троице-Сергиевой лавры Михей (Тимофеев).
— Сложно ли звонить?
— Звонить — дело нехитрое, но и совсем лёгким его не назовёшь. Нужно иметь хорошие координацию и физическую подготовку. Без музыкального образования обойтись можно, главное, чтобы было чувство ритма. Важно сделать верный удар, чтобы извлечь правильный мелодичный звук.
— Насколько мне известно, если звонарь не электронный, каждый колокольный звон уникален?
— У звонарей могут быть свои заготовки, но в основном каждый звон — неповторимый, да. Можно менять ритм, темп, добавлять свои изюминки, которые хорошо звучат на конкретной колокольне. Каких-то раз и навсегда установленных, догматизированных звонов нет. Есть только образ звона, его характер.
— А какой образ и характер у звона Троицкого храма Реутова?
— Мы придерживаемся московской традиции звона, где звон зазвонными, то есть маленькими колоколами, довольно частый. Кроме зазвонных колоколов, у нас есть подзвонные — это средние по размеру колокола, из которых звучит основная мелодия. Темп звона держат большие колокола — благовестники.
— Для разных дней церковного календаря нужны особые звоны?
— По назначению звоны делятся на будничные и те, что звучат по праздникам и особым случаям. Например, один звон есть на Пасху и Светлую седмицу, а другой на Великий пост. По-разному звонят во время таинства венчания и при отпевании. Определённым образом звучат колокола, когда в храм приезжает архиерей.
— Можно ли сравнить звонаря и певчего церковного хора?
— И певчие, и звонари принимают участие в богослужении. Одни славят Бога молитвенным пением, другие — колокольным звоном. Если задуматься, звонарь — это первый человек в церкви, но… с конца! В иерархии церковнослужителей, наверное, звонарь приравнивается к дворнику. И это без иронии, а с огромным уважением. Звон — служение и вместе с тем труд. Звонарь должен приходить на службу первым, а уходить последним.
— Что бы вы могли сказать тем, кто хочет стать звонарём?
— Конечно же, кандидат в звонари должен быть воцерковлённым человеком. Он должен понимать свою ответственность: каждое воскресенье нужно вовремя встать и в любую погоду идти на колокольню. Это не всегда легко. Зато уже наверху, когда полной грудью вдыхаешь ветреный воздух и бьёшь в колокола, душа наполняется огромной радостью.