Выставка к 500-летию Новодевичьего монастыря. Удивительные экспонаты, которые стоит увидеть своими глазами
В Москве в Государственном историческом музее открылась выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории». Она приурочена к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. На выставке, которая будет открыта для посетителей с 14 августа по 4 ноября 2024 года, представлено около 400 экспонатов. О некоторых из них мы вам сейчас расскажем.
Что представлено на выставке
Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории» охватывает практически все периоды развития русской государственности — от великокняжеских времен до имперских и поздних периодов разрухи, запущения, а потом — восстановления и новой жизни.
На выставке представлены экспонаты периода основания монастыря Василием III, подлинные вкладные (то есть подаренные, «вложенные» в обитель) памятники царей Ивана Грозного, Бориса Годунова, первых Романовых — царя Алексея Михайловича, царицы Софьи Алексеевны и так далее, портреты исторических государственных и церковных деятелей разных эпох, произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря, памятники русского церковного искусства. А ещё книги, портреты, гравюры, фотографии инокинь конца XIX — начала XX в., облачение, фрагменты стенописи и даже целые иконостасы!
Само оформление выставки — стены, своды, потолки, освещение, — напоминает посетителям архитектурный комплекс монастыря, передает его светлую, парящую атмосферу.
Алевизовский кирпич
Один из экспонатов, встречающий посетителей в первом зале, — маломерный кирпич, на который сразу и не обратишь внимание. Между тем, экспонат значимый и один из самых древних в экспозиции! Кирпич обнаружен в ходе реставрационных работ, которые проводились на территории Новодевичьего монастыря в 2001-2009 годах. Свое название — «алевизовский кирпич» — он получил от имени итальянского архитектора Алевиза Нового, приехавшего в начале XVI века из Милана и занимавшегося строительством Кремлевских соборов, части Кремлевской стены, нескольких московских церквей и храмов Александровской слободы. То есть, этот глиняный обожженый кирпич, очень удобный в работе каменщиков, застал самое начало строительства монастыря.
Документ, с которого начался монастырь
Ещё один ценнейший экспонат выставки — «Духовная запись Великого князя Московского Василия III Ивановича». Это дополнение к духовному завещанию Великого князя Василия III, где впервые упоминается об основании Новодевичьего монастыря. Рукопись представлена на выставку Российским государственным архивом древних актов. Подписана митрополитом Московским и всея Руси Даниилом. Составлена была эта духовная запись в июне 1523 года, спустя год после завершения дипломатических переговоров, закрепивших возвращение в состав Русского государства древнего Смоленска и Смоленской земли, которые больше ста лет находились под властью Великого княжества Литовского. «Да коли есми з Божиею волею достал своей Отчины города Смоленьска и земли Смоленьския и яз тогды обещал поставити на Москве, на посаде, девичь монастырь». Новому монастырю были переданы земельные владения из дворцовых сел и дано «на строение» «три тысячи рублев».
Ризница. Драгоценности.
Отдельный зал выставки отдан под сокровища богатейшей монастырской ризницы, которая насчитывала около двух тысяч предметов декоративно-прикладного искусства XV-XIX веков. Здесь — напрестольные кресты и Евангелие, множество икон в драгоценных окладах, облачения и пелены, драгоценные панагии, в том числе панагия XI-XV вв., складни, церковные блюда, дикирий и трикирий, потир, митра, покровец, воздух, сосуды для освящения хлебов, для миро, для хранения просфор, звездица, дискос, кадило, кропило... Материалы — золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, украшения гравировкой, чеканкой, чернью, сканью и эмалью.
Иконостасы
Вызывают восхищения представленные полностью древние иконостасы.
Например, надгробный иконостас царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, который находился над гробницей царицы у юго-западного столба Смоленского собора. В состав иконостаса входят восемнадцать икон, которые царица-инокиня перевезла из разных обителей, в том числе несколько образов с Русского Севера, а также келейная икона царицы Богоматерь «Троеручица», относящаяся к царскому периоду ее жизни и, вероятна, бывшая её венчальной иконой.
Ещё один великолепный иконостас семейных икон царя Алексея Михайловича (конец XVI — первая четверть XVII вв.) Это вклад царя Алексея Михайловича в Новодевичий монастырь. Находился в интерьере Смоленского собора. Включает в себя семь икон. Верхний ряд иконостаса, скорее всего, связан с именем матери царя Михаила Федоровича, инокини Марфы Ивановны: группа икон в центре чина является списками образа Божьей Матери «Словенской», прославившегося в 1628-1635 гг. в Костромских вотчинах Романовых. Нижний ряд семейного иконостаса составляют две монументальные иконы «Святая Троица Ветхозаветная» и «Покров Богородицы», стилистически и сюжетно связанные с местом воцарения династии Романовых — Свято-Троицким Ипатьевским монастырем в Костроме. Семейный иконостас — наиболее ценный из сохранившихся вкладов царя Алексея Михайловича в Новодевичий монастырь, сделанный, возможно, после победоносного Смоленского похода 1654-1655 гг.
Плащаница. «Положение во гроб» 1544–1545 гг.
По словам сотрудника ГИМ, хранителя тканей Ирины Петровны Перовой, от первой половины шестнадцатого века сохранилось очень мало лицевого шитья и это настоящее сокровище, чудом уцелевшее за почти пять столетий.
Памятник выставляется впервые. Экспонат такого большого размера — 173×252 см — сложен для экспонирования: нужны площади, нужна большая витрина... Кроме того, плащаница очень ветхая, её нельзя было просто так развернуть — рассыпалась бы по ниточкам. Сейчас она подшита на специальную холщевую подкладку с армированными лентами для фиксации.
Центральный сюжет плащаницы — положение во гроб — окружен каймой сложной конструкции. Внутренняя часть каймы — это вышитая большими буквами, молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Далее — литургический текст «ДА МОЛЧИТ ВСЯКА ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕЧЬЯ». Наконец, по внешней кайме идет историческая надпись, содержащая в себе очень большое количество информации для исследователей. В этой надписи сказано о том, когда, кем, где и для кого эта плащаница создавалась: шита плащаница мастерицами Новодевичьего монастыря, но не на потребу самого монастыря, не для его внутренних нужд, а под заказ смоленского епископа Гурия. Шито его молитвами, постоянным вниманием и его верой. Надпись содержит имена: государя Ивана Васильевича и главы церкви — митрополита Макария.
По правой стороне текст практически утрачен, но исследователи внимательно рассмотрели при увеличении остатки точных прикреп от шитья и попытались реконструировать разрушенную отсутствующую часть. Выяснили точно, что изготавливалась плащаница для Успенского собора Смоленска.
Кроме конкретных дат и имен, плащаница дает ученым информацию самим фактом своего существования, доказывая, что уже в первые десятилетия существования Новодевичьего монастыря в нем работала крупная рукодельная мастерская, способная создать такое огромное и сложное произведение, причем за очень короткий срок: всего около 9 месяцев ушло на шитье этой плащаницы.
При этом работа была тончайшая и самая кропотливая: достаточно сказать, что для расцвечивания композиции рисунка, в котором выметаны нитями самые мельчайшие подробности — черты ликов, детали одежды, контуры фигур, — использовались не менее пятнадцати оттенков шелка в сочетании с золотным шитьем. Это значит, что над плащаницей одновременно трудилось сразу несколько человек.
Работа дорогостоящая — не каждый храм, не каждый монастырь мог позволить себе такое. Но Новодевичий с самого момента своего основания был тесно связан с великокняжеской, а позже — и с царской семьей, поэтому он имел возможность пригласить сюда мастеров-иконописцев знаменщиков (знаменщики наносили рисунок будущей композиции на ткань), мог закупить очень дорогие материалы: ткани, шелковые и золотные нити... Причем нити тоже различались и по толщине, и по структуре, и по скручиванию. Некрученый шелк — для ликов, деталей одежды, крученый — для контуров Реставраторы нашли шесть цветовых вариантов сканных, то есть, золотых нитей, которыми были вышиты детали одежды четырех основных персонажей плащаницы.
Исследователи сформулировали ещё одно важное смысловое содержание этого удивительного экспоната: Новодевичий не утратил связь со Смоленском! Монастырь, как мы помним, был основан именно в честь присоединения Смоленска к Российскому государству и связь Москвы с этим городом была очень крепкой. Сам заказчик, епископ Гурий, происходил из московского боярства. Он знал Новодевичий монастырь и осмысленно отдал свой заказ именно сюда.
Заказ был выполнен. А о дальнейшей необыкновенной судьбе плащаницы можно снимать приключенческую сагу!
Итак: девять месяцев ее шили в Москве, потом доставили в Смоленск, в Успенский собор и там она провела шестьдесят пять лет. В 1611 году поляки осадили и атаковали Смоленск, захватили плащаницу и увезли ее в Вильно. Удивительно, что плащаница сохранилась, потому что собор захватчики взорвали! Видимо, поляки знали о ней и ее ценности, и забрали плащаницу как трофей.
Сигизмунд III подарил плащаницу Троицкому базилианскому монастырю. Там памятник находился целых.. двести десять лет! Больше двух веков! Видимо, у униатов ветхой уже к тому моменту плащанице базилианские монахи сделали новый голубой подклад из дорогой китайской ткани. К нашему времени, конечно, обветшал и он, но реставраторы ГИМ смогли выяснить, что эта ткань — не оригинальная, а замена. Плащаница вообще не раз поновлялась и за столетия превратилась в своеобразный «слоёный пирог», поэтому современным реставраторам приходится исследовать её не только по стежкам, но и по слоям.
Интересно, базилианские монахи тоже использовали православную святыню в своих богослужениях — на новом тканевом фоне плащаницы сотрудники ГИМ нашли капли воска, подтверждающие это.
В 1822 году поляки передали плащаницу известному государственному деятелю Адаму Черторыжскому для его частного музея в Пулавах. Там, в Пулавском имении, он построил себе целый музейный комплекс, в котором собирал разные исторические предметы и трофеи.
Когда в 1831 году началось польское восстание за независимость, Черторыжские, спасая свои богатства, вывезли коллекции к своим родственникам Замойским в Клеменковский замок — в местечко у Люблина. Там древняя святыня пробыла еще сорок два года. В шестидесятых годах XIX века начинается борьба с польским национальным движением, в Польше укрепляется православие, отстраиваются храмы... Северо-западный край тогда возглавлял Михаил Николаевич Муравьев. Он получил информацию, что в Клеменковском замке видели древнюю русскую плащаницу. Организовал поиски. Историческую реликвию нашли в замке и торжественным образом доставили в Москву. Там ее сначала принял в кремле митрополит Филарет, а потом торжественно крестным ходом сопроводили в Новодевичий монастырь, в место ее рождения.
Через сорок пять лет, в 1909 году, Исторический музей обратился к игуменье Леониде Озеровой и попросил плащаницу как особый памятник исторического и культурного значения предоставить для музейного хранения. Матушка Леонида согласилась и плащаница поступила в Исторический музей. Здесь и находится по сей день.
Что нужно знать о Новодевичьем монастыре
Великий князь Василий III в 1514 году отвоевал русский Смоленск у поляков и литовцев и присоединил древний город к Московскому княжеству. В ознаменование этого славного события в излучине Москвы-реки через десять лет был основан Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Архитектурный ансамбль складывался на протяжении двух столетий: величественный собор и церкви, дворцовые палаты, келейные корпуса, колокольня, крепостные стены и башни...
По истории Новодевичьего монастыря можно изучать историю России. Обитель принимала на себя удары крымских татар, во время Смуты монастырь много раз переходил из рук в руки, а в 1612 году, когда Москву освобождали от поляков, под его стенами произошло одно из крупнейших сражений. Монастырь был свидетелем заката династии Рюриковичей. Дальше — вспомним начало пушкинского «Бориса Годунова»: именно здесь, у Новодевичьего, собрались тысячи москвичей, чтобы призвать на трон нового государя. В этих стенах находили приют царственные особы во время борьбы за власть в конце семнадцатого века — помним репинскую картину, полное название которой «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году». Новодевичий стал любимым местом богомолья Романовых. Обитель несла функции защитницы государства в годы наполеоновского нашествия 1812 года и сильно пострадала тогда вместе со всей Москвой. Во время Великой Отечественной, в 1941-42 годах на территории Новодевичьего проводилась секретная операция разведки, которая вошла в историю как «Операция «Монастырь».
После 1917 года, когда монастыри закрывались, храмы разрушались, Новодевичий оказался в составе ГИМ и это спасло его от запустения. Сотрудники музея бережно сохраняли уникальные памятники, коллекции, драгоценные экспонаты... С пятидесятых годов ХХ века между ГИМ и Московской епархией установились крепкие дружеские связи. Церковь и музей вместе существовали на территории монастыря и вместе охраняли памятник. В 1980 году впервые в СССР православный храм был передан Церкви. И это был Преображенский храм Новодевичьего монастыря!
После 2010 года, когда Новодевичий, по Указу Президента, был передан Московской епархии, связи музея и обители продолжаются. Сотрудники музея вместе с насельницами монастыря реставрируют не только архитектурный комплекс монастыря, но и огромную коллекцию исторических памятников, в том числе иконы, которые хранятся в храмах Новодевичьего и при этом остаются в составе коллекции госфонда музея. Директор ГИМ Алексей Константинович Левыкин называет это соработничеством: музей передал коллекцию в непосредственное пользование игуменье и насельницам монастыря, но несет за нее ответственность, а сестры помогают реставраторам и со всем вниманием, со всей бережливостью относятся к святыням, понимая их значение.
500-летие одного из самых красивых и значимых для нашей истории монастыря России отмечают широко. У Исторического музея и Новодевичьего монастыря — особые отношения. Выставка в ГИМ — не просто одно из мероприятий в большом списке юбилейных событий. Рядом с монастырем сейчас строится большой экспозиционно-выставочный центр ГИМ, и те экспонаты, которые выбрали для выставки ее создатели, — лишь маленький «слепок» будущей огромной экспозиции на площади в 2000 м2.