Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Август
2024

Бывает, что из-за детей мигрантов, у нас целые классы «тормозят» Обучение русскому языку, на котором идет преподавание в российских школах, это прежде всего обязанность родителей

 Ирина Мишина

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Материал комментируют: Михаил Матвеев

53% опрошенных учителей заявили, что школьникам — детям мигрантов, трудно говорить на русском языке. Это исследование было проведено Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС. В нем приняли участие 2064 педагога школ из городов Новгородской, Челябинской и Ярославской областей.

Численность детей мигрантов (лиц, имеющих иностранное гражданство или без гражданства) в школах России в 2023 г. составила около 181 500 человек. Официальные данные говорят о том, что представители не коренных этносов составляют в школах Центральной части России до 16%. Больше всего в Московской области — 16,2%. Однако, по неофициальным подсчетам, в Москве сегодня учится около 60 тысяч детей мигрантов.

…Классный руководитель 1-го «Ж» класса из Волгоградской области Ирина Плотникова отказалась работать в классе из-за того, что в нем никто, кроме нее, не говорил по-русски.

Целый год учительница билась с детьми приезжих. Однако, когда после летних каникул перешедшие во второй класс ребята сели за парты, оказалось, что целый год трудов учительницы пошёл насмарку: дети мигрантов все забыли.

В итоге учительница отказалась вести уроки в классе, который почти полностью был укомплектован из детей мигрантов. Парадокс заключается в том, что администрация школы нашла учителю замену… И детей мигрантов начали учить вопреки тому, что они практически ничего не понимали.

Трудности обучения детей мигрантов в российских школах — проблема давняя и очевидная. В курсе и правительство, и Госдума, и Минпросвещения. И все предлагают свои меры.

Вот, например, эксперты РАНХиГС придумали для учителей ряд рекомендаций. Например, организовать очные и дистанционные курсы по русскому языку как иностранному на базе школ, увеличить выпуск из вузов учителей, обучающих иностранцев русскому языку. Помимо этого, они предложили создать и продвигать электронные образовательные ресурсы для обучения русскому языку, а также открыть дополнительные занятия для детей мигрантов в целях их «культурной адаптации и мягкого погружения в языковую среду».

А в ноябре 2023 г. министр просвещения РФ Сергей Кравцов на парламентских слушаниях в Совете Федерации заявил, что в российских школах появится диагностика на уровень владения русским языком для детей мигрантов. По ее результатам для школьников могут ввести курсы русского. Кравцов подтвердил, что школьникам-мигрантам могут назначить курсы русского языка в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования.

Вопрос один: кто будет проводить с детьми мигрантов эти самые дополнительные занятия? Наши российские учителя, работающие на полторы-две ставки, чтобы свести концы с концами и прокормить семью? Да что там семью, себя самого.

«Чаще всего, поступая в школу, дети мигрантов либо совсем не говорят по-русски, либо плохо понимают русскую речь. Родители их тоже по-русски понимают едва. Соответственно, учителям надо тратить больше времени на объяснение материала. От этого остальные ученики в усвоении программы начинают отставать. Сильно отставать.

Когда мигранты приезжают, мы им рекомендуем отдавать детей в 1-й класс, потому что надо освоить азы русского языка, но они настаивают на том, чтобы отдавать, например, сразу в третий, потому что на родине ребенок там учился, и никакие аргументы не действуют. В итоге страдают все", — рассказывает учитель из г. Реж Свердловской области Марина Шарова.

Должны ли дети мигрантов сдавать экзамен, поступая в российскую школу? Вправе ли российская система образования проверять навыки и знания приезжих? С таким вопросом мы обратились к заместителю председателя комитета по региональной политике Госдумы Михаилу Матвееву, который поставил такой вопрос перед председателем правительства Михаилом Мишустиным.

— У нас многие классы и целые школы, по сути, парализованы. Там учебный процесс не идет за счет того, что огромное количество детей мигрантов плохо говорит по-русски или вообще не говорит. Или даже не понимает по-русски. Сидят, хлопают глазами. И учитель вынужден по 10 раз одно и то же им повторять. В результате весь класс тормозит в обучении, дети теряют мотивацию, да и сам ребенок-мигрант тоже ничего не понимает.

«СП»: Есть один нюанс. Я переговорила уже с вашими коллегами и, например, зампред комитета по науке и образованию Олег Николаевич Смолин считает, что если ребенок-мигрант не сдаст экзамен на знание русского языка и его не примут в школу, это будет означать нарушение его прав. Не возникнут ли у вас противоречия с коллегами по Госдуме?

— Олег Николаевич очень добрый человек и бывший учитель. На мой взгляд, обучение русскому языку, государственному языку, на котором идет преподавание в российских школах, это прежде всего обязанность родителей.

То есть ребенок, приходя в первый класс, должен знать русский язык. Почему мы должны делать исключение для людей, которые приезжают к нам из Средней Азии?

Ведь они должны были думать, когда приводили в российскую школу ребенка, который не говорит по-русски! Пусть нанимают репетиторов, готовят его. Я сомневаюсь, что, например, в США или во Франции можно привести русского ребенка, который вообще не говорит ни на английском, ни на французском языке, и отдать в местное учебное заведение.

«СП»: Но вы наверняка знаете позицию министра просвещения Сергея Кравцова. Он считает, что школьникам-мигрантам можно назначить курсы русского языка в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования. Это решит проблему?

— Я, простите, не понимаю такую доброту нашего государства. Мне совершенно непонятно, почему дети иностранцев должны обучаться бесплатно в российских школах. Не понимаю, почему наши учителя должны уделять им бесплатно свое личное время.

«СП»: Есть поручение президента, которое касалось необходимости внести предложения по адаптации вот этих детей, не говорящих на русском языке, в наши школы. Что в итоге?

— Я направлял предложения, связанные с необходимостью ввести требования к уровню знания русского языка для приема мигрантов в российскую школу, в правительство, направлял в администрацию президента. Ответа пока нет, но над моим предложением задумались, началась работа.

И еще. Я считаю, надо дать школе право отчислять за плохое поведение детей иностранных граждан. А агрессивное поведение мигрантов в школах вообще может стать основанием для депортации всей семьи из России. Кстати, количество правонарушений среди детей мигрантов в России за последние годы выросло на 70%. Не повод ли задуматься?

 

"Концептуально поддерживает": Роспотребнадзор оценил идею проводить тестирование среди детей мигрантов

В Роспотребнадзоре заявили, что поддерживают идею введения тестирования детей мигрантов на знание русского языка перед их зачислением в образовательные учреждения.

На днях замруководителя русского Министерства просвещения Игорь Круглинский заявил, что школам будет дано право тестировать детей мигрантов на знание русского языка перед их зачислением в образовательные учреждения.

В Роспотребнадзоре заявили, что "концептуально поддерживают эту идею", пишет "РИА Новости".

 

Концептуально поддерживает идею введения тестирования иностранных граждан на знание русского языка перед их приёмом в школу,

- заявили в ведомстве, которое, по задумке Минпросвещения, должно осуществлять контроль над организацией этого процесса.

Avia.pro - СМИ

"Для меня загадка, в чём у нашей верхушки такая особая любовь к Таджикистану": Депутат Государственной Думы Михаил Матвеев

Таджикистан, этот загадочный край гор и долин, который неожиданно для многих оказался в центре внимания депутатов Государственной Думы. Михаил Матвеев, поражённый невообразимой любовью российской верхушки к этой центральноазиатской стране, задаётся вопросом, что же такого особенного в Таджикистане, что ему достаётся столь много преференций — от соглашения о двойном гражданстве до миллиардов на "русские школы". И вот тут начинается самое интересное.

Представьте себе, как величественный поток любви и щедрости, льющийся из кремлёвских башен в сторону Душанбе, с каждым днём набирает силу. Ну как иначе объяснить, что стране, где в 90-е годы русских, мягко говоря, встречали не хлебом-солью, а с топорами и автоматами, ныне даруются такие щедроты? Двойное гражданство? Пожалуйста! Миллиарды на школы? Почему бы и нет! Да и российские паспорта раздают с такой щедростью, что создаётся впечатление, будто это какая-то маркетинговая акция.

А теперь давайте задумаемся: почему такая любовь? Матвеев пытается найти ответы на эти вопросы, но, честно говоря, ситуация выглядит как минимум парадоксально. Вот перед нами страна, где в начале 90-х русские испытывали настоящие ужасы, о которых в Москве, видимо, предпочли забыть. Ну, а почему бы и не забыть, когда дело касается стратегических партнёров и, возможно, немалых материальных интересов? Ведь, судя по всему, дипломатическая амнезия — это такой особый навык, который позволяет забыть самые жуткие страницы истории, когда это становится выгодно.

Ведь как иначе объяснить тот факт, что "русские школы" в Таджикистане получают миллиардные вложения? Кто-то, возможно, скажет, что это забота о русскоязычном населении, но не является ли это скорее символическим жестом, который призван замаскировать более глубокие и, возможно, более корыстные интересы? А ещё, не забываем о двойном гражданстве. Для Таджикистана это просто находка: получай российский паспорт и едь на заработки в Россию, где можно продолжать жить, пользуясь всеми благами двух стран. Но кто в итоге платит за этот щедрый дар? Правильно, российские налогоплательщики.

Но, может быть, всё не так просто? Может быть, существует какой-то тайный смысл, неведомый простым смертным, который объясняет, почему верхушка власти так благоволит Таджикистану? Может, это своеобразная форма компенсации, где политические лидеры пытаются загладить старые обиды щедрыми инвестициями? Или же, как подозревает Матвеев, это банальная коррупция, где личные интересы отдельных лиц ставятся выше интересов целого государства?

И вот тут начинается самое любопытное: если это действительно коррупция, то кто же тогда стоит за этими решениями? Какие силы заставляют российскую верхушку вкладывать миллиарды в Таджикистан, закрывая глаза на темное прошлое? Возможно, здесь дело не только в деньгах, но и в политике, где создание "русских школ" и раздача паспортов становятся инструментами влияния и контроля. Но разве это оправдывает такие вложения, учитывая, что внутри самой России хватает проблем, требующих решения?

А ещё, давайте вспомним про тот самый "Стокгольмский синдром", о котором упоминает Матвеев. Эта психологическая зависимость, при которой жертвы начинают испытывать симпатию к своим мучителям, действительно кажется подходящим термином для описания ситуации. Как иначе объяснить, что российские власти с такой настойчивостью продолжают поддерживать Таджикистан, закрывая глаза на историческую несправедливость и трагедии, которые произошли в начале 90-х?

И вот тут возникает вопрос: а что если на самом деле вся эта "любовь" — это не что иное, как попытка переписать историю, где Россия вдруг становится другом и союзником тех, кто когда-то был её врагом? И что это значит для будущего российско-таджикских отношений? Будет ли Россия продолжать вкладывать миллиарды в страну, которая когда-то устроила "самую большую резню русским в Средней Азии", или же наступит момент, когда придётся пересмотреть эти отношения?

Но давайте не будем забывать, что за всей этой дипломатией и политическими играми скрываются реальные люди, которые страдали и продолжают страдать от решений, принятых наверху. И если российская верхушка продолжит играть в свои игры, игнорируя историю и интересы своих граждан, то кто знает, к чему это в итоге приведёт? Возможно, эта "любовь" к Таджикистану — это просто временное явление, которое исчезнет так же внезапно, как и появилось. Но пока этого не произошло, остаётся только наблюдать за тем, как продолжается этот странный роман, где в главных ролях — дипломатическая амнезия, деньги и политические интересы.

И, конечно, в заключение хочется задаться вопросом: а что дальше? Будет ли Россия продолжать вкладывать миллиарды в страны, которые когда-то были её врагами, или же наконец-то сосредоточится на собственных интересах и нуждах своих граждан? Ведь в конце концов, закон должен быть один для всех, и историческая справедливость не должна становиться жертвой политических игр и коррупции.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Евгений Кафельников

Теннисист-чемпион Кафельников несерьезно отнесся к успехам хоккеиста Овечкина






Росатом преодолел планку в 3 трлн руб. выручки в 2024 году

Московские прогулки, ч. 46 Библиотеки

Вильфанд спрогнозировал погоду в Москве на выходных

Более 23 килограммов монет собрали таганрожцы для памятника в Москве