Теневой вопрос
Самозанятые — не новое явление, они были в нашей жизни всегда. Это привычные всем частники: домработницы, нянечки, репетиторы, бьюти-мастера, рантье, плиточники, печники, ремесленники и прочие граждане, работающие сами на себя, занимающиеся самообеспечением.
В 2019 году введением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» был исправлен изъян российской налоговой системы, которая не различала частника и ИП с сотнями наемных работников и многомиллионными оборотами. Самозанятым предоставили подходящий налоговый режим, который позволил им продолжать заниматься тем же самым, только теперь еще и платить налоги.
И люди откликнулись добровольно! Пошел взрывной рост регистраций самозанятости, который продолжается и сейчас. Это десятки миллионов людей, которые дают сотни миллиардов рублей новых налогов. Никто не остается в тени, когда получает возможность работать легально.
Предоставлением специального налогового режима государство признало, что самозанятым не подходит регулирование и налогообложение, предусмотренное для бизнеса — ИП и юрлиц. Это абсолютно разные экономические модели. Фактически в легальную экономику был введен новый массовый хозяйствующий субъект.
Одна из самых больших категорий самозанятых — водители такси. Отрасль отличается большой текучестью кадров — постоянно кто-то уходит и приходит на этот рынок. По нашим оценкам, с учетом данных агрегаторов на начало 2022 года ежедневная численность частных водителей в этой сфере составляла по стране до 2,5 млн человек.
Самозанятые водители работают в основном на личных автомобилях. Как правило, это единственный автомобиль в домохозяйстве, который используется и в личных целях, и для работы. У одних это основной источник дохода, у других — подработка. Они не достигают лимита годового дохода в 2,4 млн рублей, предусмотренного налоговым режимом НПД. Это классические самозанятые, работающие напрямую с агрегаторами.
В 2019 году разговоры о самозанятых перешли из отраслевых форумов и конференций в Госдуму. Несмотря на жесткую критику законопроектов и сотни предложенных поправок, мы получили принятый в пожарном порядке под конец 2022 года новый закон о такси № 580, в котором самозанятых обратно уравняли с крупным бизнесом. Частных перевозчиков формально ввели в правовые отношения, созданные еще в советском прошлом для таксопарков.
То, что мы называем таксопарками сегодня, в большинстве случаев всего лишь пункты проката автомобилей, арендой которых часто пользуются мигранты. Для них это самый простой способ заработать, не требующий практически никакой квалификации. Только водительское удостоверение. В результате менее защищенные самозанятые должны за свой счет приобрести полис ОСАГО по кратно более дорогому тарифу для такси, перекрасить свой автомобиль в установленный субъектом РФ цвет, дважды в день проходить медосмотр и один раз в день — техосмотр автомобиля. В итоге закон, созданный на благо граждан России, де-факто работает только в интересах большого числа неграждан, мигрантов.
Разумеется, такой плоский подход не сработал. Мы видим, что почти 650 тыс. водителей зарегистрировали самозанятость и платят налог на профессиональный доход, но только 3% из них, или 0,8% от общей численности, вошли в реестр таксомоторных перевозчиков. При этом, будем честны до конца, вытекающие обязательные требования — ОСАГО такси, предрейсовые медосмотры и техосмотры — не выполняются. Они физически и экономически не могут выполняться, об этом постоянно говорим мы и участники рынка. Всё ушло в фикцию, имитацию. В Москве даже изобрели «парковых самозанятых» — очередную схему обхода закона.
Нам стали задавать вопрос: а что если убрать самозанятых из отрасли? Нет человека — нет проблемы. Отвечаем: в регионах нет и не будет таксопарков по экономическим причинам. На рынке есть только самозанятые перевозчики, никто другой там работать не сможет.
Сторонникам жесткого регулирования частников полезно узнать, что в каждом городе выросло до тысяч участников группы в соцсетях и мессенджерах, где водители и пассажиры договариваются о поездках. Ежедневно из каждого такого чата совершаются десятки и сотни поездок. За ними нет цифрового следа, над ними нет 580-го закона, там нет страхования пассажиров и налогов от водителей.
Самозанятым нужно иное регулирование. Основным условием допуска на легальный рынок должна быть регистрация самозанятости и уплата налога на профессиональный доход. Дополнительно — информация об отсутствии судимости, алкогольной и наркотической зависимости. Больше ничего. Никаких ежедневных осмотров, дублирующих требования ПДД, и ОСАГО по завышенным ценам. Работа только через агрегаторов. Агрегаторы несут ответственность за самозанятых. «Яндекс» и «Максим» ведь научились это делать, у них есть программы материальной ответственности за жизнь и здоровье до 2 млн рублей каждому пострадавшему, как в ОСГОП.
Либо пусть будет ОСГОП, но он завязан на легальность перевозчика. Только упрощение и исполнимость правил позволит самозанятому легализоваться, купить полис ОСГОП и выполнить понятные условия страхования, чтобы не попасть на регресс от страховщика.
Иначе мы потеряем частников и пассажиров в тени, никогда не решим актуальные для отрасли вопросы легальности, налоговой дисциплины, безопасности и материальной ответственности за каждого пассажира.
Автор — президент общероссийской общественной организации «Объединение самозанятых России»
Позиция автора может не совпадать с мнением редакции