Астероид для спасения. «Подростки в космосе» против «Отроков во вселенной»
В онлайн-кинотеатре начинается показ фантастического сериала «Подростки в космосе», фабула которого похожа на советскую дилогию Ричарда Викторова «Москва — Андромеда» и «Отроки во вселенной», но атмосфера в новом фильме совсем другая. По сюжету «Подростков», мир в отдаленном будущем оказался на грани катастрофы.Проблемы с экологией и недостаток энергии привели к тому, что большинство людей доживает лишь до тридцати лет. «А потом — болезнь легких и смерть, как у моих родителей», — грустно замечает главный герой, 18-летний Кирилл, которого играет Денис Косиков. Кирилл живет в бедном районе под названием Шанхай, занимается мародерством дронов и другой техники, но однажды оказывается в долгу перед боссом местной мафии и вынужден отправиться на опасное задание.
Нельзя сказать, что власти совсем ничего не делают с проблемами таких районов, как Шанхай. Раз в несколько лет мимо Земли пролетает астероид Психея-дельта, на котором можно добыть некое «уникальное чистое вещество», которое поможет землянам справиться со всеми проблемами и сделать долгую жизнь доступной не только избранным. В предыдущий прилет к астероиду уже отправлялась космическая экспедиция, но она потерпела неудачу. Для новой миссии отобраны 12 кандидатов-подростков, из которых в финале должно остаться шестеро. Во время очередного жестокого теста они оказываются в опасности, но спасаются благодаря находчивости Кирилла, который тоже получает приглашение в программу. Сам он в себя не верит, но в него верит руководитель «Космодрома» —его сыграл актер Николай Шрайбер — и юноша получает свой шанс.
Вспомним «Отроков»
В СССР детской фантастики было немного, но дилогия Викторова, которая вышла в 1974-1975 гг., стояла в этом ряду особняком. В отличие, например, от «Большого космического путешествия» тех же лет, в «Отроках...» речь шла о настоящем полете к звезде Альфа созвездия Кассиопеи, откуда поступил странный сигнал, который мог свидетельствовать о наличии там внеземной цивилизации. «Отроки» — вернее, подростки «не старше 14 лет». Причины выбора такого молодого экипажа связаны с физикой: полет занимает 26 лет, и они окажутся у цели взрослыми и полными сил. Никаких опасностей для Земли, никакой катастрофы и никакого постапокалипсиса — всё предельно просто, всё было затеяно исключительно с научной целью. Правда, потом из-за определенных действий «зайца» — хулигана Феди Лобанова — корабль превышает скорость света, так что к нужной звезде прилетают всё те же подростки, но это случайность, не предусмотренная изначальным планом.
Миры в «Отроках...» и «Подростках...» совершенно разные. В советской дилогии — светлый мир с ясным небом, в котором и живут те самые «отроки», что готовы хоть к звезде полететь, хоть новый закон открыть, хоть чужую цивилизацию спасти. «Подростки...» — это своеобразный киберпанк с кислотными цветами, неоновым светом и своеобразной одеждой. Здесь рекламу показывают дроны-беспилотники, у любого местного хулигана в рюкзаке лежит специальное антидроновое ружье, а мафия охотится за падающими с орбиты деталями спутников.
В принципе, в случае с «Подростками в космосе» у землян и нет других вариантов, кроме как посылать в смертельно опасную миссию детей — взрослых мало, они рано начинают болеть и могут не выдержать перегрузок. Но и жалеть этих подростков никто не собирается, а испытания, которым их подвергают, действительно опасные и могут в любой момент закончиться очень и очень печально. А на кону — судьба человечества, ради которого «попытки», как называет этих ребят инструктор, готовы если не на всё, то на многое.
Жукеры, а не «Отроки»
Именно поэтому в «Подростках...» от «Отроков» осталась лишь одна фабула. Всё остальное в сериале — от западной фантастики, причем первой вспоминается небезызвестная «Игра Эндера» американского писателя-фантаста Орсона Скотта Карда, в которой именно дети помогают землянам справиться с нашествием инопланетных Жукеров. Для этого совсем молодых курсантов прогоняют через Боевую и Командную школы, они уверены, что всего лишь играют в игру, хотя на самом деле эти игры означают масштабные сражения в космосе и гибель миллионов. В «Подростках...», правда, до имитации миссии дело не дошло — все кандидаты-«попытки» прекрасно осознают, к чему их готовят и что именно они должны сделать.
В принципе, сюжетный поворот с попаданием случайного человека в закрытую корпорацию — а иначе этот «Космодром» воспринимать сложно — не нов. Что-то подобное было, например, в «Людях в черном», где герой Уилла Смита становится агентом Джеем, обойдя слишком зашоренных кандидатов. Скорее всего, именно это произойдет и с Кириллом в «Подростках...» — такой персонаж просто обязан показать «правильным отличникам», как на самом деле надо спасать Землю.