Минэкономразвития: ОЭЗ развивают международную логистику
«По разным оценкам, в настоящее время в странах БРИКС насчитывается около трех тысяч особых экономических зон, что составляет примерно 40% от мирового показателя. Этот фактор обуславливает значительный потенциал нашего сотрудничества в сфере сближения подходов к созданию и управлению территориями с льготными преференциальными режимами», – отметил Н. Кондратьев.
Синергия особых экономических зон стран БРИКС
Инициатива многостороннего сотрудничества особых экономических зон из стран БРИКС, по его словам, создаст дополнительные возможности для увеличения интереса международных инвесторов и реализации крупных инвестиционных проектов. Страны БРИКС готовы прилагать совместные усилия по сближению подходов к регулированию как в уже существующих ОЭЗ, так и в тех, которые будут созданы в перспективе.
«Синергия особых экономических зон стран БРИКС создаст дополнительные возможности для развития инноваций. Многосторонний подход к решению актуальных проблем по сокращению цифрового разрыва, интеграции современных технологий и модернизации инфраструктуры, безусловно, придаст дополнительный импульс для повышения конкурентоспособности особых экономических зон не только отдельных стран, но и БРИКС в целом», – сказал он.
В России в настоящее время функционируют более 50 особых экономических зон. Они привлекли в национальную экономику страны инвестиции из 39 различных стран на сумму около $20 млрд. В этих зонах осуществляют свою деятельность более сотни предприятий с иностранным капиталом. За последнее десятилетие общая выручка компаний, зарегистрированных в ОЭЗ, увеличилась в 15 раз и составила почти $9 млрд по итогам 2023 года.
Логистика ОЭЗ
О работе портовой особой экономической зоны «Ульяновск» говорили во время рабочего визита в Ульяновскую область министр экономического развития Максим Решетников и губернатор региона Алексей Русских, об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития. ОЭЗ «Ульяновск» – это 57 резидентов: предприятия легкой и химической промышленности, оптовой торговли и хранения. Расположение ПОЭЗ, примыкающей к международному аэропорту Ульяновск-Восточный, позволяет реализовывать проекты по производству, техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, подчеркивают в Минэкономразвития.
«В центре внимания наращивание экспортного потенциала. У региона есть преимущество – портовая ОЭЗ, одна из старейших и наиболее эффективных в стране. Выгодное расположение позволяет ориентироваться на международную логистику и внешнюю торговлю с Китаем, Ираном, странами СНГ и ближнего зарубежья», – отметил М. Решетников.
Только за I полугодие 2024 года статус резидента ПОЭЗ «Ульяновск» получили 10 новых компаний. Они будут производить обувь, изделия из бумаги, композитных материалов, комплектующие для самолетов, нефтесервисное оборудование, металлообрабатывающие станки. Совокупный объем инвестиций резидентов превышает 22 млрд рублей. В том числе благодаря этому по итогам I полугодия регион занимает I место в ПФО по индексу физического объема инвестиций в основной капитал.
«В планах – запуск нового предприятия по техобслуживанию и ремонту самолетов, а также реализация проекта по организации авиационной логистики в аэропорту Ульяновск-Восточный. Для новых резидентов инвестиционная площадка имеет готовые производственные корпуса в аренду площадью свыше 50 тыс. кв. м, в том числе завершается строительство еще двух производственных корпусов на 19 тыс. кв. м. Здесь среди инструментов поддержки используем механизм ИБК», – сказал А. Русских.
Развитие сотрудничества стран БРИКС по линии ОЭЗ, по словам Н. Кондратьева, повлияет на продвижение экспорта товаров и услуг электронной коммерции как внутри БРИКС, так и на внешние рынки, откроет новые перспективы в области промышленной кооперации и логистики, а также в реализации совместных подходов по реагированию на изменение климата.
«В качестве конечной цели мы рассчитываем обеспечить предприятия – резиденты особых экономических зон БРИКС, большинство из которых являются предприятиями малого и среднего бизнеса, исчерпывающим инструментарием для масштабирования и встраивания в трансграничные цепочки поставок и, таким образом, обеспечить их присутствие на карте международной торговли», – резюмировал Н. Кондратьев.