Всевозможные махинации. Как прошёл референдум о евроинтеграции в Молдавии
Второй тур президентских выборов в Молдавии ушёл на такой же план после скандала с подсчётом голосов на референдуме о евроинтеграции. О махинациях и фальсификациях оппоненты Майи Санду заявляли с самого начала голосования, однако даже таким образом ей не удалось получить нужный результат, и в ход пошла «тяжёлая артиллерия».
Игольное ушко и другие грязные приёмы
Штаб Санду основательно готовился к выборам, не брезгуя грязными ходами. В России, например, евроинтеграторы решили прогнать избирателей через угольное ушко. Для четырёхсот тысяч граждан Молдавии, проживающих в России, открыли два избирательных участка. Оба в Москве. Несмотря на то, что добраться до них сумели далеко не все, собрались огромные очереди. Проголосовать смогли далеко не все.
«На каждый из двух избирательных участков мы отправили по 5 тысяч бюллетеней. Это означает, что в Российской Федерации смогут проголосовать 10 тысяч человек», — заявил за день до выборов и референдума вице-председатель молдавской ЦИК Павел Постика в интервью Agora.
Меры более топорного характера были приняты в самой Молдавии. Групповое голосование, незаконная агитация. По данным неправительственной организации Promo-LEX, было зарегистрировано более 170 сообщений о различных нарушениях.
«Нас проинформировали, что в ряде больниц и клиник медицинский персонал массово собирает у пациентов бюллетени. Не исключаем, что это делается с целью фальсификации выборов и голосования на референдуме», — заявил в воскресенье экс-премьер, кандидат в президенты Василий Тарлев.
Его оппонент на выборах, другой бывший премьер и экс министр финансов Ион Кику рассказал, что его наблюдателей не пустили на участки. О нарушениях говорил даже сторонник Евроинтеграции, экс-глава МИД и кандидат в президенты Тудор Ульяновский. Его наблюдатели сообщили о незаконной агитации в Брешии, Вероне и Милане. «То, что происходит в данный момент, является вопиющим нарушением закона. Недопустимо, чтобы подобная практика использовалась для влияния на избирателей, особенно в диаспоре, где власти явно готовятся к фальсификации выборов», — написал он запрещённой в России социальной сети.
«Мерами лёгкой фальсификации через голосование на зарубежных участках, где во всех странах было открыто огромное количество участков, кроме России, Санду пыталась выиграть количество голосов в пользу евроинтеграции, рассчитывая, что эти люди и будут голосовать. Лёгкая фальсификация, которая должна была сработать. Однако ночью мы увидели, что это не сработало и тенденция была очевидной», — прокомментировал aif.ru ход молдавского голосования директор Центра политического анализа Павел Данилин.
Цифровые технологии
До подсчёта 86% голосов противники евроинтеграции стабильно опережали сторонников на десять процентов. Граждане Молдавии, почему-то, не бросились в едином порыве менять Конституцию для попытки войти в состав ЕС.
«У Санду началась истерика, — говорит Данилин. — Она начала угрожать, в том числе представителям избирательной комиссии, которые отказывались заниматься большими фальсификациями. Но она их убедила, что всё будет плохо у них, если они откажутся вмешиваться в итоги голосования. И они начали резко наращивать голоса. Это же чётко видно, когда это произошло. Рухнул сайт ЦИК, после чего начался резкий рост у тех, кто голосует за, и очень медленное нарастание у тех, кто голосовал против».
Подсчёт голосов ЦИК держала в тайне до трёх часов ночи. За час до объявления итогов Санду созвала срочный брифинг. Бандиты и шпионы мешают молдавским гражданам исполнить гражданский долг, заявила она.
«Молдавия сталкивалась в последние время с беспрецедентной атакой на свободу и демократию в нашей стране, ОПГ вместе с иностранными силами атаковали нашу страну десятками миллионами евро, ложью и пропагандой, самыми низкими способами, чтобы ввергнуть страну в зону нестабильности. У нас есть доказательства, что целью ОПГ была покупка 300 тысяч голосов на выборах, чтобы скомпрометировать демократический процесс», — приводит её слова РИА Новости.
Какие именно иностранные силы она винит в провале, Санду не уточнила. Учитывая её постоянную антироссийскую риторику, не сложно догадаться, что она скажет, когда снова начнёт говорить на эту тему.
После её выступления ЦИК опубликовала итоги подсчёта 97% голосов. За то время, пока «лежал» сайт, сторонники евроинтеграции резко подтянулись к оппонентам: 49,5% за вхождение в ЕС, 50,5% против. После обработки 99,01% протоколов итоги таковы: за 50,29%, против 49,71%. Десять процентов разницы магическим образом исчезли.
«Распределение там отнюдь не пополам, это было очевидно. Большинство, причём достаточно серьёзное, процентов 60 — против евроинтеграции, и только сорок за», — отметил Данилин.
Молдавская оппозиция итогов референдума не признаёт, у них есть шанс добиться своего: второй тур президентских выборов.
«Санду может проиграть президентскую кампанию, и тогда можно будет говорить и об отмене итогов референдума», — рассказал Данилин. Голосование состоится через две недели, 3 ноября. Очевидно, что референдум о евроинтеграции станет ключевым моментом в избирательной кампании и для Санду, и для Александра Стояногло.