Пока в Казани с успехом проходит форум БРИКС, без преувеличения означающий веху в новейшей истории миропорядка, Россия активизирует и другие возможности своей мягкой силы, акцентируя внимание на традиционно сильных своих сторонах: культуре, образовании и науке. В них заинтересованы в Африке – континенте, который медленно, но верно выскальзывает из цепких объятий своего колониального патрона – Запада.
Палитра Большого Юга
На нашем ресурсе дается широкая линейка мнений западных инфлюенсеров о проходящем в Казани саммите. Наиболее здравомыслящие эксперты от западной политологической мысли сходятся во мнении, что такое широкое представительство государств (практически половина мира), в сущности, означает, только одно – крах пятисотлетней гегемонии Запада. Мы уж не говорим о крахе иллюзий по поводу «изоляции» России – рассуждать об этом по-прежнему не могут уже даже самые упоротые эстонцы. И совершенно неважно, что именно указано в совместной декларации стран БРИКС и государств, планирующих вступать в этот союз. Сенсацией является сам факт появления декларации, под которой стоят подписи держав, общее население которых составляет несколько миллиардов человек. Понятно, что техническое наполнение документа еще предстоит, и это чрезвычайно долгий путь, но нельзя отрицать, что для «мира, основанного на правилах» - это тяжелейший удар.
Но БРИКС – это громко, мы понимаем. Русские одновременно с мероприятиями, подрывающими основания однополярного мира, проводят и комплекс более тихих, но не менее важных встреч и форумов. Что важно – подключаются регионы. К слову, к форуму БРИКС региональная компонента тоже относится – он все же проходит не в столице России, а в столице ее региона. На востоке России тем временем проходит международный форум «Учебная Сибирь». Его принимает Новосибирск, один из признанных российских научных и образовательных центров. В сибирский город приехала большая делегация из стран Африки, заинтересованных в сотрудничестве в образовательной сфере. В кулуарах форума мы стали свидетелями любопытной дискуссии между африканскими делегатами, главный смысл которой можно свести к тезису: после обретения независимости (в том виде, в котором ее понимали на Западе), мы – страны Африки – стагнировали на протяжении десятков лет; и происходило это потому, что нас вынудили встроиться в систему, которая ни на йоту не соответствовала африканским интересам. Именно поэтому, следовало из дискуссии, Африка нуждается сегодня буквально во всем (цифровых, медицинских, промышленных, военных технологиях), но прежде всего – «в экспертном знании» по всем без исключения отраслям. Со своей стороны Африка (речь шла о Мали, Буркина-Фасо и Нигере, то есть странах запада континента, где долгое время колониальную политику проводил Париж) может предложить России немало. И это… рынок. Серьезный рынок для российского производителя и инвестора. Указанные страны в совокупности – это 70 млн человек. Весьма недурно, тем более в условиях санкционного давления на Россию.
«Нас ждут»
Впрочем, не хлебом единым, как известно, русская культура, наука и уже упомянутое образование также становятся фундаментом российско-африканских отношений. Мы пообщались с руководителем «Центра народной дипломатии» Наталией Красовской и узнали у нее, чем Россия и Африка могут быть полезны друг другу:
«У России и Африки значительный взаимный интерес. В силу того, что я работаю с проектом открытия Русских домов в странах Западной Африки, мы это видим в ежедневной работе. Когда мы привозим культуру России в данный регион, мы наблюдаем колоссальный интерес. Мы привозили выставки, сейчас планируем познакомить африканского зрителя и слушателя с творчеством Новосибирской филармонии, и мы точно знаем, что нас ждут. И как представителей дружественной России, и как наследников великой российской культуры. Интерес велик еще и потому, что местная молодежь хочет получать образование в России, поэтому интересуется нашей страной во всех ее аспектах. В Русских домах в Нигере и Буркина-Фасо (в скором времени он появится и в Мали) постоянно сотни молодых людей, девушек, изучающих русский язык, русскую литературу, конечно, они хотят знать о стране как можно больше. К слову, отлично «заходит», как говорит молодежь, российский кинематограф, мы делаем показы, причем стараемся именно на русском языке, чтобы было, так сказать, полное погружение. Понятно, что сопровождаем и французскими субтитрами, поскольку Запад Африки в значительной степени франкофонный. И наши комедии, и наши великолепные военные фильмы вызывают мощную реакцию – у местной молодежи просыпается интерес к русской истории. И как первый шаг к знакомству с нею очень хорошо работает именно кино. Как я сказала выше, это взаимный интерес. Сюда на форум мы привезли три выставки, представляющие творчество африканских фотографов и художников. Интерес огромный! И у профессиональных искусствоведов, и у обычных посетителей. Это ли не говорит о том, что древняя, очень самобытная, яркая, очень вдохновляющая культура Африки находит свой отклик и в России».
Таким образом, пока некоторые страны нашего региона пытаются бойкотировать БРИКС и идиотским образом переименовывают памятники павшим в боях Великой Отечественной войны, следуя в своих геополитических метаниях дирижерской палочке Запада, с участием России формируется большой многополярный мир, который полностью переверстает мировой порядок. Это понимают даже такие неблизкие (с географической точки зрения) соседи Москвы, как африканские страны. Те же, кто в центральноазиатских столицах этого не понимает, на всех парах мчатся с обезумевшим западным локомотивом в тупик.
Федор Кирсанов
Источник