Медиация в России
Нагрузка судей в арбитражных судах превышает нормативы в разы и даже десятки раз. Например, судья в Арбитражном суде города Москвы рассматривает до 200 дел в месяц. Сколько времени сможет уделить судья, допустим, коммерческому спору и вынести решение по закону? Верховный суд рекомендует обращаться к альтернативным способам разрешения споров, один из который это медиация – решение конфликта через посредника
Медиация в России есть, медиаторов много, но судебная статистика показывает нам единицы, максимум десятки дел по всей стране, которые разрешились при помощи посредника. Налицо – рынок «серой» медиации, который надо легализовать. Таким был призыв участников Совета предпринимателей ЛДПР, на основе которого в Государственной Думе фракция ЛДПР провела «круглый стол» с участием депутата Государственной Думы Станислава Наумова.
Предстояло решить: каких изменений требует федеральный закон №193, чтобы сделать медиацию в России по-настоящему востребованной. С участием Министерства юстиции, медиаторов, юристов, правоведов, предпринимателей пришли к важнейшим выводам.
Статус медиатора должен перестать ассоциироваться с «инфоцыганством» или психологической помощью. Рынку нужен единый реестр всех профессиональных медиаторов, которому смогут доверять спорящие стороны. Как, например, реестры адвокатов, арбитражных управляющих и другие.
Профессиональные медиаторы должны будут самоорганизоваться и учредить несколько саморегулируемых организаций, которые смогут вырабатывать профессиональные требования к медиаторам и кодекс этики. Они же смогут дисквалифицировать тех, кто нарушил стандарты работы.
Отрасли нужен единый образовательный стандарт без онлайн-обучения, но с большой практической частью. До сих пор на рынке присутствуют те, кто стали медиаторами, пройдя лишь несколько электронных тестов.
Главное, что точно исчезнет из закона, это «непрофессиональные медиаторы» — российская сфера медиации явно повзрослела! Заместитель директора Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Министерства юстиции России Антон Бенов подводя итог встреча сказал, что «регулирование медиации должно быть, но в максимальной степени комфортное и мягкое».