Евгения Афанасова: «Детские книги делают нас счастливее»
0
- Женя, расскажи, когда у тебя возникла любовь к книгам?
- Я размышляла над этим вопросом и пришла к выводу – возможно, несколько шокирующему. Читателем, в том значении, которое вкладываю в это слово сейчас, меня сделало материнство. Глубокое погружение в мир детской и подростковой литературы началось именно с рождением первого сына, Саши. Просто мальчик такой достался.
- В чём именно это проявлялось?
- Саше изначально было интересно печатное слово, буквы, книжки. Мне оставалось только предлагать. И когда был прочитан корпус классических текстов детской литературы – Чуковский, Маршак, Михалков, Барто, Волков, Драгунский – начала думать: «Что ребёнку предложить ещё?». И пришлось внимательно посмотреть по сторонам. Это были 2013-2014 годы. К этому времени уже и в провинции стали известны малые издательства, которые старались предложить родителям первоклассную продукцию и основную цель свою видели в обеспечении детей качественной российской и переводной литературой. К счастью, многие из них работают и сейчас: «Самокат», «Белая ворона», «КомпасГид», «Розовый жираф» и другие. У нас началось с легендарной серии про старика Петсона и котёнка Финдуса, которую в России издаёт «Белая ворона». Тогда художественная эстетика шведского детского писателя Свена Нурдквиста потрясла нашу семью.
- Женя, я знаю, что твой старший сын Саша рано научился читать. Скажи, есть общепринятые нормы и сроки, когда ребёнок уже должен уметь читать по слогам?
- Да, Саша зачитал в 4,5 года. В первом классе уже самостоятельно справлялся с такими классическими романами, как «Робинзон Крузо» Дефо и «Остров сокровищ» Стивенсона. Сразу поясню, что не являюсь сторонником раннего научения чтению. Часто это грубая ошибка амбициозных родителей, которая, в том числе, приводит к проблемам – от отвращения ребёнка к чтению до дислексии. Считаю, что фактор природной предрасположенности исключить невозможно, хотя учёные в отношении чтения это опровергают. Выборка моя совсем не репрезентативна, но наблюдала читающих в 4 года и не читающих в 8 лет. Физиологическая норма, когда ребёнок учится читать – это промежуток с 6 до 7 лет.
- Книга бумажная или электронная?
- Для взрослых не вижу противоречия в этом выборе. Зависит от личных предпочтений. Я отдыхаю с бумажной книгой, получаю удовольствие не только от содержания, но и тактильных ощущений. Детей же изначально лучше окружить традиционными книгами. У них должен быть выбор самой разнообразной литературы и периодики. Мы называем это развитой книжной средой. Если её нет, интерес к чтению неизбежно падает.
Моя позиция: книги – это не излишество, а инвестиции. Если есть возможность купить в домашнюю библиотеку качественно изданную красивую книги, то делаю выбор в её пользу.
- Как эксперт, скажи, где выгоднее искать книги?
- На самом деле, везде. Это и библиотеки, и книгообмен с друзьями, и маркетплейсы, и популярные сайты объявлений. Есть совместные книжные закупки в телеграм-каналах, можно поискать группы и присоединиться, реагировать на выгодные предложения. Я также посещаю книжные фестивали и ярмарки за пределами Костромы, откуда привожу детям книги. Не скажу, что цены ниже, предложенных маркетплейсами, но туда едешь за общением с издателями и авторами, атмосферой, новой информацией. Есть ряд издательств, за выходом новинок которых слежу, бывает возможность по предзаказу купить что-то по более выгодной цене.
- Расскажи немного о своих детях и о муже.
- Муж Иван – веб-мастер, делает сайты. Вообще, рукодельный он у нас товарищ. Всё, что есть дома и вокруг, мастерит и ремонтирует сам, и огородными делами любит заниматься. Особенно картошку окучивать и плодовые деревья с кустарниками обрезать. Работа на свежем воздухе для него – главный отдых и переключение с рутинных компьютерных задач.
Старшему сыну Саше 14 лет. Он учится в 8 классе. Любит читать, играть в приставку, в дворовый футбол с соседями, занимается английским. А ещё он наш главный помощник по хозяйству: косит траву, укладывает дрова, помогает мужу с ремонтом, техникой.
Мише 10 лет, учится в четвёртом классе. Он любит слушать подкасты, увлечён рыбалкой и все свои карманные деньги тратит на рыболовные снасти и на прикормку для рыб. Как он сам про себя говорит: «Я болен рыбалкой». Поэтому очень часто из дома пропадает какая-то крупа. Значит, Миша извёл на прикорм. Иногда балует нас вкусными оладьями на кефире.
Вере 8 лет. Она любит рисовать, кататься на велосипеде и самокате, играть с младшим братом Петей и грызть яблоки.
Пете 5 лет, он ходит в детский сад. Любит играть в Лего, машинки, лепить из пластилина космические ракеты и планеты. Он не умеет читать, хотя уверен в обратном. Собирает книги с полок в стопки, раскладывает их на полу и по очереди перелистывает. Мы его шуточно зовём потрошителем книжных стеллажей.
- Женя, у тебя получается большой охват личных читателей от 14 лет до 5 лет.
- Да, но читательские истории у всех очень разные. Допустим, среднему сыну Мише до 3 лет были неинтересны книги, что бы я ему не предлагала. Чтение с ним складывалось из моего описания картинок, в которые он авторитарно тыкал пальцем. Позже из активного слушателя он вырос всё-таки в самостоятельного читателя. Хотя, сейчас он может мне сказать: «Мама, чтение – это ваше с Сашей увлечение, а я читать не люблю».
- Однако…
- Но при этом, я каждый день вижу его с книгой. Хотя, казалось бы, ну, этот товарищ про что-то другое. Он любит рыбалку, и подбираю ему книги с ней тематически связанные. Но такая поддержка ему уже всё меньше нужна. Пошёл уверенно в другие тексты: «Всё из-за мистера Террапта» Роба Буйе, «Вайнахт и Рождество» Александра Киселёва, «Беглецы» Ульфа Старка, рассказы Чехова.
- А другие дети?
- Дочь Вера любит, когда я ей читаю и не засыпает без книги. Мы с ней до сих пор работаем над автоматизацией, над техникой чтения. Разгоняется потихоньку. Младший Петя тоже очень любит слушать. Он учится читать, и я вижу, что этот процесс его увлекает. Хотелось бы больше заниматься с ним, как с заинтересованным читателем, но не всегда получается выкроить время.
- Муж тоже читает?
- Да, конечно. Хотя, 5 лет назад читал только какую-то профессиональную литературу, научно-популярную. Сейчас же – художественные тексты, больше русскую классику XIX века. У нас с ним есть такая семейная традиция, как параллельное чтение. Ещё эта техника называется «книжные приятели». Мы выбираем какой-то роман и читаем вместе. За завтраком или за ужином обсуждаем, зачитываем друг другу зацепившие цитаты. Иногда спорим и даже ругаемся. Дети нередко становятся свидетелями этих дискуссий. В списке совместного прочтения – «Братья Карамазовы» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого, «Евгений Онегин» Пушкина, «Путешествие в Элевсин» Пелевина.
- Живой пример домашнего чтения. А какие ещё у вашей семьи книжные традиции?
- Книжные подарки с дарственными надписями на День книгодарения или на день рождения. Это привет из советского прошлого, когда нам на школьных линейках за какие-то особые заслуги в учении дарили книги. В библиотеке родителей мужа сохранились издания, которые дарил ему дедушка. Тоже с дарственными надписями. Например, сборник рассказов Эрнеста Сетон-Томпсона о животных. Он уже перекочевал к нам, и наши дети читают. Дарственная надпись как эмоциональная привязка здорово работает. Настолько она сильная, с таким посылом, от деда внуку, а теперь и к правнукам.
Есть традиция летних книжных пикников – пиКНИГОВ, как я их называю. В мае, как только становится тепло, мы начинаем ходить к Покше, где Ваня с мальчишками поставил деревянный столик и лавочку. Берём с собой книги, чай, домашнюю выпечку. Эта традиция 6 лет назад вдохновила меня на проведения конкурса в соцсети «На пикник – с книгой». Костромские семьи участвуют в этой затее и получают в подарок детские книги.
- Я знаю, что вы даже всей семьёй путешествовали по страницам книг. С большой компанией путешествие организовать непросто.
- Сложно, но возможно. Нам в руки попался путеводитель «По Золотому кольцу с Тимкой и Тинкой» авторов Наталии и Василия Волковых. И мы с мужем решили, что хотим показать детям города Золотого кольца. Ездили по этому путеводителю в Суздаль, Владимир, Ростов, Углич, Переславль-Залесский и другие. Дальше – больше. Потом отважились и на поездки в Крым.
- Обзоры ты делаешь преимущественно на современную литературу. Про классику юные чтецы не забывают?
- Я не противопоставляю классику и современность. В наш круг чтения входит много классических текстов, и равно много современных. То, что понравилось мне, как взрослому читателю и родителю, о том, на что откликнулись мои дети, разновозрастные читатели, и рассказываю. По сути, я делаю выжимку, концентрат, что подойдет для совместного семейного чтения, даю рекомендации.
- Каких бы ты современных авторов порекомендовала каждой семье, даже не слишком читающей?
- Нину Дашевскую, Тамару Михееву, Анну Анисимову, Юлию Кузнецову, Марию Парр, Кэйт Дикамилло, Дэвида Алмонда, Ульфа Старка.
- Расскажи о своей странице в соцсетях. У тебя интересный авторский блог, очень домашний: о вашей жизни, с книгами, цветами, пирогами. Насколько сложно, затратно по времени для тебя вести свои социальные сети?
- Вообще я не рассматриваю свою страницу Вконтакте как блог и себя как блогера. Ну хорошо, если это термин, который удобен и понятен многим, пусть он будет.
- Почему, поясни?
- У меня нет какого-то плана, стратегии. Мне ничего не приходится нарочито искусственно делать. То есть я просто иногда транслирую свою околокнижную жизнь. Времени на это требуется ровно столько же, сколько для жизни. Потому что эту книгу мы читаем, эту тыкву я вырастила, как и подсолнухи, астры. Без постановочных картинок всё и напускного лоска. Даже в какой-то мере неприлично искренне. И, понятно, что в информационном пространстве мы показываем только то, что хотим показать. Моё присутствие в сети – про чтение. Там нет болезней, каких-то драм, связанных с воспитанием детей, бытом и тому подобного.
- Расскажи о своём книжном клубе.
- Он для младших подростков в возрасте от 10 до 13 лет. Мы встречаемся в модельной библиотеке №6 Костромы в Давыдовском микрорайоне, раз в две недели. На встречах чаще всего вместе читаем короткую прозу современных авторов, пишущих на русском языке, а потом обсуждаем, выполняем творческие задания. Изначально задумывала формат без подготовки со стороны участников, поскольку вижу, как загружены современные дети. Но потом появилась потребность совместного проживания и каких-то более крупных литературных произведений. Поэтому, раз в 2 месяца, ориентировочно, собираемся, чтобы обсудить заранее прочитанную повесть.
- Я знаю, что твоё первое образование филологическое, по специальности журналистика, наш КГУ. Теперь ты учишься в магистратуре в Москве. Расскажи об этом.
- В моих реалиях, совершила сумасшедший поступок и поступила в магистратуру Московского городского педагогического университета на программу мечты – «Детская и подростковая литература в образовании и культуре». Многодетная мать-магистрант – это горе в семье. Учимся мы два раза в неделю – это где-то по 3-4 пары, и плюс много часов домашки. Чувствую себя амбициозным одиннадцатиклассником по уровню учебной нагрузки. В январе у меня последняя сессия и ухожу на магистерскую диссертацию, которая будет посвящена просветительскому проекту для родителей о том, как увлечь детей чтением. Я даже не знаю, серьёзно, как я с этим справлюсь и дойду ли я до конца, но не теряю надежды.
- Женя, вы живёте за городом, насколько я знаю.
- Да, неподалёку от Костромы, в деревне Большое Андрейково Красносельского района, на берегу реки Покши. Это хорошо в плане природы, у нас есть свой огород с теплицами, баня. Мы часто семьёй гуляем по полю, в лесу, дети катаются на велосипедах, лыжах.
- Про огород пишешь в блоге. Это хорошее подспорье для большой семьи?
- Конечно. В некоторые месяцы это позволяет меньше тратить на продукты. Хотя, многие сверстники потешаются: «Всё куплю за дёшево». А мы с мужем считаем, что таких помидоров и огурцов не купишь. Знаешь, мы вот истинное удовольствие получаем от этого: идёт ребёнок по свежескошенному газону босяком в теплицу, где ничего не опрыскано химикатами, всё натуральное, и срывает прямо с ветки плод. Нет, этого не купишь.
- Свой участок – это такой труд, Женя!
- Когда это твоя повседневность, ты перестаешь это замечать. Просто жизнь.
- Как же всё успевать?
- Всё успеть невозможно и не нужно. Очень многое в многодетной семье происходит в режиме ручного управления. В твоём уравнении столько неизвестных, что ты иногда не можешь приступить к его решению. Просто есть сегодняшний день, есть ряд задач, которые нужно выполнить: накормить, отвезти, привезти, проконтролировать, полечить…
Ещё у нас ранний подъём – в 5:50 – и ранний отбой – все дети уже спят к 21:00, мы с мужем к 22:30. Мне кажется, вот это даёт определённые ресурсы всей семье.
- Как в вашей семье с гаджетами?
- Мои дети – дети своего времени, им не чужды ни компьютерные игры, ни мультики, ни современные фильмы и музыка. Всё это есть в их жизни.
Даже нам, взрослым, когда рядом книга и телефон, мы очень часто скатываемся в листании ленты, и откладываем книгу. Детям это ещё сложнее. Поэтому должны разумные временные ограничения – лимиты. Взрослых это тоже касается.
- Что для тебя означает многодетность?
- Хотелось бы, наверное, сказать благословение, но больше – испытание. А может, просто, межсезонье и ноябрь наводит на меня мрачные думы. Иногда ловлю себя на мысли: «Это у меня четверо детей?» или «Как это случилось? Это вообще не про меня? Ущипните». А потом оказывается про меня. И это моя прекрасная жизнь.
- В конце беседы обычно подводят итоги, говорят пожелания или рассуждают о мечтах и планах. Чтобы хотелось сказать тебе?
- Мне бы хотелось сказать спасибо семье за то, что они поддерживают моё нешуточное увлечение детской литературой и детским чтением, помогают на пути профессионального роста в этом. Мужу, безусловно, который готов заниматься детьми, бытом, в то время, когда я учусь, работаю, веду книжный клуб. Хотелось бы и дальше проводить литературные занятия для детей, ответить на запрос родителей дошкольников и ребят из начальной школы. Как педагог, одной из своих задач вижу приведение детей к шедеврам мировой литературы через современные тексты, доступные и понятные нашим детям, с атрибутикой их детства. Пусть будут здоровье и силы на это.