День героев Отечества! Через 82 года астраханец нашел могилу погибшего дяди
Долгая дорога домой
Агамагомед Султанов – председатель астраханской региональной организации «Российский союз ветеранов Афганистана и специальной военной операции». Сам помнит пекло афганской войны: с 1981 по 1983 годы участвовал в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан, был награжден Орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Очень бережно относится к памяти о героях. Долгие годы он искал следы пропавшего в Великую Отечественную войну дяди, старшего брата отца.
Ни письма, ни извещения
Родом Агамагомед из Хивского района Дагестана. Маленькое селение Куштиль, кругом горы и леса, красота необыкновенная. Сегодня в нем проживает меньше тысячи жителей. Картина, общая для многих сел: молодые уезжают на заработки, чаще вахтами; остаются старики, женщины и дети. Школа, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, магазины — вот и вся инфраструктура. И кладбище.
На нем скромный обелиск с двумя табличками: на одной фамилии тех, кто вернулся с войны, на другой – тех, кто погиб. Всего на Великую Отечественную ушли 37 куштильцев. 22 сложили головы. Среди погибших героев имя Фатали Султанова. Но о его судьбе родные не знали абсолютно ничего 82 года. Ушел на войну – и ни весточки, ни письма, ни извещения, ни похоронки. Как будто и не было человека. А он был, его помнили и искали. Но никак не могли найти.
Фатали, старший брат отца Агамагомеда Султанова, Гаджиаги, первым из семьи ушел на войну, в январе 1942 года. Гаджиага – практически следом, в марте. И вплоть до 1944 года, пока его не комиссовали по страшному ранению, Гаджиага писал родным; письма его, пусть и нечастые, приходили. А брат молчал. Что могло случиться? Все понимали: война, не до писем, возможно всякое, но хоть бы какая-то весть! Ничего. Но какие бы тяжелые мысли ни приходили родным, никто не думал, что Фатали мог, например, оказаться в плену. Табасаранцы не сдаются. Храбрый и гордый народ, прирожденные воины. Погиб наверняка. Но как? Где? Не было ответов.
Главный день — 9 мая
Гаджиага пришел с войны, в семье поселилось счастье, но в 1958 голу при родах умерла его жена. А через год за него, вдовца с шестью детьми, вышла совсем юная девушка, будущая мать Агамагомеда Султанова. Вместе с теми шестью от первого брака в их семье было 14 детей. «И все родные! — говорит Агамагомед. – Никто никого не делил на своих и не своих. Жили дружно, счастливо, учились и работали, женились, рожали детей. Даже разъехавшись, собирались в родительском доме. Главный для всех день встречи был всегда один: 9 мая».
И у пропавшего на войне Фатали выросли дети, и 9 мая собирались уже его внуки, а про деда по-прежнему не было никаких известий. Хотя Агамагомед искал его следы много лет. Никак не мог смириться с безвестностью.
Камень с души упал
Гаджиага умер, так и не узнав о судьбе старшего брата. А его сын Агамагомед продолжал настойчивые поиски дяди. Теперь уже он чувствовал ответственность перед памятью отца. Но прошло еще несколько лет, пока открылись какие-то архивы. Наконец на одном из интернет-ресурсов Агамагомед увидел десятки бойцов с фамилией «Султанов». Некоторых Султановых звали русскими именами, к некоторым была приставка «оглы», это были азребайджанцы. Но мелькнули родные имена. И когда он ввел в поисковую строку год рождения дяди Фатали – 1907 – вышла полная информация, не оставившая никаких сомнений: совпало все – место проживания, призыва, звание, номер партийного билета… Только национальность была не «табасаранец», а «лезгин».
Но это был он, родной человек, в героизме которого никто не сомневался и которого так долго искали. Его имя обнаружили в одном из 162 тысяч документов о потерях, опубликованных на сайте.
«У меня стоял комок в горле, — признается Агамагомед. – Не могу передать словами, что я тогда испытал. Радость, смешанная с горечью, гордость, и такое облегчение, как будто камень с души упал».
Долгожданная встреча
Потом уже, имея эту информацию, удалось восстановить боевой путь Фатали Султанова. Он погиб в августе 1943 года под Смоленском, в страшном сражении, о котором позже историки напишут, что именно Смоленская операция помогла успешно завершить Курскую битву. И Фатали Султанов, один из сотен тысяч советских солдат, не отсупил в этой страшной битве со смертью. Смоленская земля щедро полита кровью советских воинов.
Агамагомед написал друзьям в Смоленскую область о том, что, кажется, нашел дядю. Они незамедлительно поехали в деревню, где похоронен Фатали Султанов. Но оказалось, что еще в 1954 году 1625 воинов были перезахоронены из окрестных мест в общую братскую могилу в деревне Митьково Вяземского района. По периметру мемориала — доски, на которых только 1442 имени, остальные неизвестны. Фатали Султанова значится в этом скорбном поименном списке. Как же долго он ждал, чтобы его нашли родные!
В апреле этого года Агамагомед вместе с братом и его внучкой побывал в Митьково. «Ну здравствуйте, все!», — только и смог сказать, поклонившись у обелиска. Установили с братом венок с надписью: «От потомков Фатали Султанова». Агамагомед высыпал на могилу землю из родного Куштиля, взятую с могилы отца, и набрал смоленской землицы, чтобы отвезти ее на родину.
Вернулся с войны
А в августе, в 81 годовщину гибели Фатали, в селе Куштиль состоялся торжественный митинг, посвященный памяти героя. В этот раз Фатали собрал родных отовсюду: приехали все, от мала до велика, даже издалека — из Москвы, Калининграда и Пермского края, а их со всеми потомками Фатали и Гаджиаги Султановых теперь почти 80 человек. Прибыли глава Хивского района, глава Чувекского сельсовета, в состав которого входит Куштиль, руководитель областного комиссариата. Региональное телевидение снимало это мероприятие .
Было много добрых и искренних слов. Было много горьких и радостных слез.
Когда правнучка героя прочитала стихотворение-обращение к потомкам со словами «Это прадед твой убитый под Смоленском… Забери меня домой!», заплакали даже мужчины.
Но все же это был настоящий праздник, потому что через много лет куштильцы чествовали солдата, вернувшегося с войны. Пусть не в родной дом, но для него домом была вся Россия, которую он защитил ценой собственной жизни.
Марина Паренская
Сообщение День героев Отечества! Через 82 года астраханец нашел могилу погибшего дяди появились сначала на АРБУЗ.