Абхазия вернулась в кризис 1990-х годов
Причиной политических потрясений стало требование оппозиции отказаться от заключения соглашения с Россией, которое гарантировало бы соблюдение в стране прав российских инвесторов. Оппозиция заявляет, что соглашение является «неблагоприятным для республики». В итоге соглашение было отвергнуто, а Россия приостановила масштабную программу финансовой помощи республике, как и поставку электроэнергии по льготным ценам – в полном соответствии с действующими межгосударственными договоренностями. Как итог – в стране наступил полноценный энергетический и финансовый кризис.
Крупнейшая в стране электростанция – ИнгурГЭС – останавливалась в связи с сезонным низким уровнем воды в водохранилище, а переток электроэнергии из России отсутствует из-за неуплаты абхазской стороной. Глава управления энергосбыта «Черноморэнерго» Саид Блабба заявил, что переток электроэнергии может быть оплачен только в ночное время (8-10 млн рублей за ночь), поскольку оплатить дневной переток (30 млн рублей) «Черноморэнерго» не в состоянии.
В результате днем свет в республике подается только три часа (несколько дней назад норма была 4 часа 40 минут).
По словам Блаббы, годовой дефицит электроэнергии в Абхазии составляет 700-750 млн кВт·ч. ИнгурГЭС в год вырабатывает 1,8 млн кВт·ч, в то время как прямой ущерб от майнинга криптовалют составляет 1,6 млн кВт·ч. Таким образом, даже в идеальном состоянии собственная выработка электроэнергии почти целиком поглощается нелегальными криптовалютными «фермами».
Была попытка закрыть школы и детсады, поскольку генераторов на всех не хватает. В итоге ответственность переложили на районные и муниципальные власти, а те решили работу образовательной сферы сохранить, пока теплая погода. Кроме того, в республику не поступает топливо из России (необходимое, опять же, для генераторов), а запасов топлива у Абхазии нет.
В среду к и. о. министра энергетики и транспорта республики Джансуху Нанба отправилась женская делегация: местная традиция решать государственные проблемы путем уличного давления и «народных сходов» продолжается. В составе делегации оказались несколько видных деятелей оппозиции и представителей прозападных НКО, включая молодежное «Харах Пицунда» и главного редактора оппозиционной «Нужной газеты» Изиды Чания. Электричество от этого похода не появилось.
И. о. премьер-министра РА Валерий Бганба обратился к российскому премьеру Михаилу Мишустину с письмом, в котором просит возобновить перевод денег из российского бюджета на социальные нужды Абхазии. Позднее стало известно, что правительство на письмо Бганбы пока не отреагировало.
На данный момент финансово обеспечена выплата зарплат и денежных довольствий только силовым структурам Абхазии. Кроме того, глава Пенсионного фонда Абхазии Денис Гулария сообщил, что «все обязательства перед нашими пенсионерами мы выполним, никаких задержек не будет».
Работа местной железной дороги перестроена на ночное время. В Минздраве отмечают «определенные сложности» с финансированием и обеспечением медикаментами лечебно-профилактических учреждений республики. То есть нет такой сферы жизни в Абхазии, которую не затронул бы данный кризис.
За долгие годы взаимодействия с Абхазией Россия потратила на поддержку республики миллиарды рублей. Были заключены соглашения, направленные на гармонизацию двусторонних экономических отношений при уважении к специфике внутриабхазской реальности. В перспективе это могло бы привести Абхазию к новой форме интеграции в общее евроазиатское экономическое пространство – а значит, к существенному повышению качества жизни в республике. Все это было подорвано прошедшими беспорядками и сменой власти.
Возможность восстановления полноценного взаимодействия России и Абхазии не исчерпана. Как заявляют в российском руководстве, и соглашение об инвестициях, и социальная поддержка республики постоянно обсуждаются с абхазскими партнерами.
Однако новое правительство Абхазии пока не спешит брать на себя обязательства перед российской стороной по заключенным межгосударственным соглашениям. Сам факт просьб к Москве от абхазского руководства означает, что в Сухуме по-прежнему считают возможным сохранение социально-экономических преференций со стороны России без каких-то ответных шагов Абхазии.
В результате действия оппозиции спровоцировали в Абхазии кризис, невиданный с 1990-х годов. И есть основания полагать, что довольно скоро временное правительство потеряет поддержку даже тех граждан, кто по разным причинам солидаризовался с недавним переворотом.
Евгений Крутиков