Волгодонский литератор Татьяна Мажорина принимает поздравления с именинами
25 января в России — Татьянин день. Праздник церковный и светский. Верующие отмечают день памяти святой мученицы Татьяны. Те, кто причастен (или был) к обучению в вузе — празднуют День студента (ровно 270 лет назад основан Московский университет). А все Тани, Танечки, Танюши принимают поздравления с именинами. Искренние и сердечные пожелания услышит и одна из самых известных Татьян Волгодонска. Среди написанных ею поэтических строк нет ни одной про себя – Татьяну Мажорину – поэта, баснописца, публициста, лауреата и победителя многочисленных литературных конкурсов, человека увлечённого, активного, с чувством юмора. Она убеждена, что было бы нескромно возвеличивать своё имя. Ей же коллеги по перу стихи посвящали. И не раз. Светлана Быкова ещё в 2009 году написала о ней:
Достойное создание Творца,
Чьё назначенье поиск неустанный.
Законов творчества, любви,
Строк долгожданных…
Да, целый Мир –
По имени – Татьяна!
Накануне именин мы решили встретиться с литератором и председателем Ростовского отделения Российского союза профессиональных литераторов и заглянуть в особый мир Татьяны Мажориной.
– Татьяна Александровна, есть ли у вас какие-то особенные воспоминания, связанные с Днём Татьяны?
– Да и связаны они прежде всего с Семикаракорской музыкальной школой. Там как-то очень серьёзно относились ко Дню Татьяны. Чествовали выдающихся именинниц поселения, я неоднократно получала приглашения на праздник, выступала, читала стихи. Получала внимание как именинница и благодарность администрации района как участник концерта. А обычно меня с Днём ангела поздравляют дочь и сын, внуки – у меня их трое. Старшему и среднему 20 и 16 лет, младшей–12. Сразу скажу, стихов они не пишут, но у них есть талант к рисованию.
– В прошлом году вышла удивительная книга «Служили искусству», где литературное творчество перекликается с изобразительным. Под каждой репродукцией–ваше стихотворение…
– Это, прежде всего, восприятие художественного образа через поэтический. То есть я писала стихи по картинам любимых художников–Боттичелли, Айвазовского и других. Иногда отталкивалась от какого-то искусствоведческого материала, знаний о времени, где жил и творил автор. Но случалось, один взгляд на полотно вызывал ассоциативные впечатления, будил вдохновение, стихи лились, соответствуя той эпохе. Это дорогого стоит.
–14 книгой, которую вы выпустили, стала «Живи, как пишешь». Она появилась на свет в 2024 году. Какие произведения публикуете в сборнике?
– В начале идут художественно-публицистические очерки и эссе о жизни и творчестве русских и советских поэтов и писателей, донских литераторах. Это Батюшков и Пушкин, Танич и Чарупа и многие другие. Заканчивается книга 55-словниками. Это очень интересный жанр лаконичных мини-рассказов с философской направленностью. В маленький объём нужно вложить сюжет, тайну и неожиданное окончание. Мои авторские пятидесятипятисловники не обходятся без доли иронии и юмора. Например, из цикла «Тавтограммы».
– Татьяна Александровна, откуда, из каких истоков у вас дар слова? Вы поэт в первом поколении или в роду были литераторы?
– В первом. У меня есть два-три рассказа о личной жизни в книге «Дорогами строк» в подборке «Зернышки памяти». Мы жили на Кубани, в Белореченске. У родителей были рабочие специальности. Мама работала на комбинате бытового обслуживания обувщиком, папа–на маслозаводе электриком. Я восемь классов окончила на «отлично». Мама отвезла мои документы в Краснодарский техникум советской торговли, чтобы я осваивала технологию приготовления пищи. Она знала, что у нее онкология, что ей осталось недолго, и рассудила так, чтобы я себя могла прокормить. А мне-то 15 лет всего. Как я могла это понять? Мне было так обидно. Я участвовала в олимпиадах по физике, математике. Думала, дальше буду учиться, в институт оступлю. А тут в стряпухи надо идти. Сейчас понимаю, мама решила правильно. Все мои родные люди очень рано меня покинули. Братика не стало за полгода до смерти мамы. И папа рано ушёл. Техникум окончила с красным дипломом. Меня направляли в Плехановский институт народного хозяйства, но я выбрала распределение в Волгодонск. И всю жизнь проработала в общепите.
– А когда вы поняли, что вам хочется писать?
– Это было в те самые годы, когда лихорадило Атоммаш и самая большая заводская столовая, где я работала завпроизводством, закрылась. Так получилось, что муж умер, сын в армию ушел, дочка замуж вышла. Осталась одна. Такое у меня было настроение, хоть вой. И вдруг приезжает Надежда Кадышева с концертом. Решила пойти. Сидела в зале–слово боялась про пустить. Мне почему-то до такой степени в душу эти песни запали. С тех пор я размечталась песни научиться писать. Это было в 2003 году. А в 2005 услышала, что Кадышева с мужем в своём театре «Золотое Кольцо» дают концерт, билет можно приобрести по телефону. Я его купила и рванула в Москву за песнями. На концерте побывала. И узнала, что уволился один из костюмеров ансамбля. Думаю, дай попробую, не напишу песен, так хоть послушаю в удовольствие. Познакомилась с Надеждой Кадышевой и даже помогла собрать костюмы на гастроли в Нефтеюганск. Но не поехала, потому что пришла устраиваться на работу швея по специальности. Я уступила ей это место, вернулась домой. Расстраивалась, конечно. А потом поразмыслила, если бы я на гастроли эти поехала, ближе бы посмотрела, может, она бы мне разонравилась. И не стала бы писать ни песен, ни стихов, ни басен…
– В каком жанре вам больше нравится творить?
– Всё то, что я делаю, мне нравится. Мне нравится писать басни, мне нравится писать очерки о сильных авторах, будь то литераторы или художники. И хочется с людьми делиться своими знаниями о мастерах слова или кисти, да ещё и самой побольше узнать о них, копнуть глубже.
– Есть такое выражение «Ни дня без строчки». А у вас сколько строчек в день получается?
– Поначалу по две-три басни в день рождались. В такое даже никому не верилось. Но это факт. И за полгода я выпустила книгу, в которой 80 басен! А бывает, что и два, и три месяца нет озарения, поззия молчит. И что делать? Я потому, наверное, публицистикой занялась. Раз у меня стихи не идут, а мозги уже настроились все время работать, то я тогда просто читаю известных авторов. И на классике дальше сама себя воспитываю. И потом вдруг–раз!–нахожу у классика какую-то строчку, которая будоражит, и тогда идёт, и идёт, и идёт потом стихотворение. Так у меня получилось с Вертинским и появился венок сонетов «Он дарит жизнь», который я написала очень-очень быстро. За него на Х международном литературном конкурсе «Серебряный голубь России 2024» в номинации «Стихи–венки сонетов» я получила диплом финалиста. Вошла в четвёрку лидеров и читала его 17 ноября на награждении в Доме союза писателей Санкт-Петербурга.
ПОСВЯЩЕНИЕ ВЕРТИНСКОМУ
Запечатлев лихие времена,
Намаялся от длительных скитаний
Вертинский, осушив до дна,
Всю чашу безотрадных испытаний.
По-своему Россию он любил,
Был вне политики, живя искусством,
Писал душою, не жалея сил.
В одном романсе мысли сжал до хруста:
О гибели московских юнкеров—
Трёхсот кадетов в схватке той коварной.
Не удержался от жестоких слов:
За злую смерть назвал страну бездарной.
Кто за погибших мальчиков ответит?—
Скорбила память о заблудшем свете…
НЕЛИКВИД (55-словник)
Несравненный Нарцисс наобещал «нареченной» невесте неподражаемую новогоднюю ночь.
Надежда начеку в неглиже. Накануне наготовила наливки, настойки. «Наполеон», наваристой
нельмы, наваги, напарила нут. Ноль-ноль на настенных. Нет и нет… Нонсенс?
Наконец, нарисовался. Никакой… с нарзаном, но ничего… на ногах. Накатили наливочки. Наку-
шались до неприличия. Ночь насмарку. Наутро не нашла налички. Нескладуха?!
Нечего нынче на Нарциссов надеяться.
Подробнее о Татьяне Мажориной, её творчестве и достижениях читайте в свежем выпуске газеты «Волгодонская правда» от 25 января 2025 года
The post Волгодонский литератор Татьяна Мажорина принимает поздравления с именинами first appeared on Волгодонская правда - новости Волгодонска.