Учебная тревожность: по каким предметам подорожают услуги репетиторов
Центр экономики непрерывного образования Президентской академии выяснил, что 63% первокурсников российских вузов перед поступлением занимались с репетитором. Средняя стоимость академического часа индивидуальных уроков по русскому языку и математике в Москве достигает 1200–1700 рублей в зависимости от целей, но в 2025 году исследователи ожидают роста стоимости услуг репетиторов. Подробнее о рынке репетиторов — в материале «Известий».
Сколько студентов поступают с помощью репетиторов
Центр экономики непрерывного образования Президентской академии проводил исследование (имеется в распоряжении «Известий») в 2023–2024 годах. Участие в нем приняли более 1 тыс. студентов вузов в разных городах России.
Выяснилось, что 63% первокурсников российских вузов занимались с репетиторами в индивидуальном порядке перед поступлением. Этот показатель остается стабильным с начала исследований в 2015–2016 годах, сообщили в РАНХиГС.
Опросы родителей показывают, что лишь 35% из них считают школу способной подготовить учеников к получению высокого балла на ЕГЭ. Остальные отправляют детей на подготовительные курсы вузов или нанимают репетиторов, причем даже «для поступления в хороший колледж».
Около половины студентов перед поступлением посещали вузовские подготовительные курсы или занимались с репетиторами в группе. При этом, например, по профильной физике с репетитором чаще занимаются индивидуально, а по русскому языку — в группе или на подготовительных курсах, отмечают эксперты.
Кроме того, примерно четверть старшеклассников в 10–11 классах целенаправленно меняют школу на более сильную.
Сколько стоят и на сколько подорожают репетиторы
В Центре экономики непрерывного образования указывают со ссылкой на данные разных исследований, что один академический час (45 минут) занятий с репетитором по русскому языку и математике в Москве стоит 1200–1300 рублей. Цена увеличивается до 1500–1700, если целью является подготовка к ЕГЭ. При этом личные занятия дороже дистанционных, и их средняя стоимость может превышать 1700 рублей.
Исследователи РАНХиГС полагают, что в 2025 году в Москве заметно вырастут цены на подготовку к ЕГЭ по обществознанию и истории с 1500–1700 рублей до 2000 рублей за академический час. Также поднимутся в цене занятия по географии, химии и биологии.
Руководитель отдела поискового маркетинга «Профи.ру» Мария Сафонова, в свою очередь, ожидает роста стоимости услуг репетиторов на 5–10% в год, в зависимости от уровня спроса и конкуренции.
— При этом в отдельных случаях, например, для репетиторов по высоко востребованным предметам, таким как математика, русский и иностранные языки, рост цен может составить до 10–15% в год, — сказала она «Известиям».
Основатель онлайн-школы подготовки к ЕГЭ Grand Exam и одноименного Telegram-канала об образовании Арсений Филин замечает, что рост цен условный, потому что после пандемии COVID-19 родители активнее стали пользоваться дистанционными технологиями, и москвичи начали чаще обращаться к репетиторам из других регионов. Да и в целом у учеников появилось больше возможности увидеть различные ценовые предложения.
— Нельзя сказать, что качество подготовки однозначно зависит от стоимости, — сказал он «Известиям». — На цену вообще лучше не ориентироваться: если вы видите, что репетитор слишком дорогой, вы 100% найдете специалиста дешевле, но не хуже. Кроме того, сейчас много возможностей для того, чтобы даже бесплатно самостоятельно подготовиться к экзаменам.
Гендиректор ООО «Репетитор.Ру» Анатолий Жислин в целом подтверждает мнение Арсения Филина: очень велик разброс цен на занятия с репетитором — новичок может взять за урок в восемь раз меньше, чем востребованный педагог. При этом он ожидает роста цен в этом году, но вряд ли они обгонят инфляцию.
Пресс-служба «Авито Услуг» сообщила «Известиям», что в среднем стоимость занятия с репетитором в России начинается от 650 рублей в час. Одно занятие по математике обойдется от 600 рублей в час, по физике, химии и русскому языку — от 700 рублей в час. Стоимость зависит от опыта и квалификации преподавателя.
Директор Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Татьяна Клячко называет причиной роста цен не только инфляцию, но и общее увеличение нервозности семей абитуриентов в этом году: кто-то опасается, что введут четвертый обязательный ЕГЭ, кто-то ожидает роста стоимости обучения в вузах, а кто-то просто торопится в последний момент обеспечить поступление ребенка в университет.
Сопоставимо с вузовским образованием
Исследователи Президентской академии замечают, что родители детей, претендующих на максимально высокий балл ЕГЭ, как правило, нанимают репетиторов на все три экзамена, которые необходимы для поступления в выбранный вуз. Таким образом, для Москвы максимальные затраты по одному предмету при индивидуальных очных занятиях могут достигать в среднем 200–250 тыс. рублей, а по всем трем предметам — около 600–750 тыс.
Анатолий Жислин считает, что названные суммы отражают реальность, но со всеми оговорками «средние по больнице» затраты оценивает как вдвое меньшие.
Исследователи продолжают, что в случае нацеленности абитуриента на поступление в московские топ-вузы расходы растут еще больше. А Татьяна Клячко указывает, что некоторые родители начинают готовить ребенка к поступлению в вуз с репетиторами едва ли не с пятого класса. В этом случае совокупная стоимость подготовки к ЕГЭ к моменту окончания школы может достигать 3 млн рублей, что «сопоставимо со стоимостью обучения на платном отделении хорошего вуза».
С учетом разброса цен за репетиторство по стране в регионах России за год по одному предмету всё равно может набежать существенная сумма: 70–140 тыс. рублей в зависимости от предмета, отмечают исследователи.
Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина называет убедительными приведенные Президентской академией цифры, так как последние исследования Высшей школы экономики демонстрировали похожие данные: подготовка к поступлению в престижные вузы по каждому предмету соответствует году обучения в университете.
Растет ли число репетиторов
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин отмечает, что социологические опросы показывают тенденцию к увеличению числа предложения от репетиторов. По его словам, репетиторами далеко не всегда становятся школьные учителя — они и так загружены на 1,5–2 ставки. Обычно это молодые люди, которые «не видят своего развития в рамках школы».
Ирина Абанкина отмечает, что особенно рост предложения услуг заметен с развитием онлайн-платформ, которые стали привлекательным сегментом для совмещения работы в школе и в секторе репетиторства.
— Мы проводили исследование вместе с «Фоксфордом» и SkyEng, которое показало, что это стало очень серьезной альтернативой для занятости в школе. По нашим данным, с уверенностью можно сказать, что не менее 30% школьных педагогов совмещают работы. А среди молодежи много тех, кто полностью уходит в сферу репетиторства, — сказала она.
Платформы подтверждают эти выводы: так, пресс-служба «Авито Услуг» указывает, что в январе 2025-го количество объявлений от репетиторов по сравнению с январем прошлого года выросло на 14%, особенно от преподавателей информатики (+87%), обществознания (+83%) и истории (+47%). В «Профи.ру» сообщают, что спрос на репетиторов увеличился на 5% с 2022 по 2023 год и на 8% — с 2023 по 2024 год. Анатолий Жислин из «Репетитор.Ру» отмечает, что значительное увеличение числа предложений репетиторов происходит во второй половине января, а пиковое значение достигается в сентябре. При этом в целом по году можно говорить о «несомненном росте» предложений.
Каково место репетиторства в образовании
Ирина Абанкина отмечает, что в России достаточно велика доля «теневого образования». Этот термин ввел профессор Гонконгского университета Марк Брэй, имея в виду не серую занятость, а именно «тень», которую «отбрасывает» школьное образование с точки зрения финансов и экономики. Согласно его исследованиям, в Южной Корее затраты на «теневое образование» практически сопоставимы с расходами на официальное, школьное образование, а в Финляндии, где репетиторство не приветствуется и даже пресекается, вовсе этой тени нет. В России, по словам Абанкиной, эта тень — не менее 30% от общих затрат на школьное образование, и доля постепенно приближается к 50%.
Дело в том, что в России школа хорошо справляется с подготовкой к ЕГЭ на среднем уровне, минимизируя случаи, когда единый госэкзамен не сдают вообще. Но и предметов, где средний балл в целом по стране превышает 60, практически нет, говорит она.
Тем не менее далеко не все пока готовы рассматривать репетиторство как полноценную часть современного образовательного процесса. Учитель математики 20-го лицея Ульяновска, педагог центра одаренных детей «Алые паруса» Вилена Лизяева указывает на «неравные условия для учащихся», так как доступ к дополнительным знаниям зависит от финансовых возможностей семьи, а также на то, что «обращение к репетиторам может подрывать мотивацию учащихся», создавая «зависимость от внешней помощи» и снижая ответственность за собственное образование.
Директор Астраханской лингвистической гимназии Ангелина Рябина считает, что репетиторство может быть опасным, особенно если в дело вступают неопытные педагоги-студенты первых курсов. Указывает она и на возможность кадрового дефицита из-за ухода учителей в репетиторство. Исполняющий обязанности директора МОУ СОШ №4 Орехово-Зуево Алексей Панфилов считает, что «репетиторство — это часть нашего образования, но та часть, которая искажает образовательную реальность».
У государства пока не сформировано отношение к репетиторам. Арсений Филин рассказывает, что в личном общении задавал этот вопрос представителям Рособорнадзора, но однозначного ответа не получил.
— Я немного расстроился по этому поводу, потому что чувствуются нападки на репетиторов, которые якобы «сосут деньги из детей, из родителей», «создают неравенство», — сказал он. — Но сейчас благодаря ЕГЭ подготовиться к экзаменам без репетиторов стало проще, чем когда бы то ни было. Всё зависит от мотивации ребенка. Более того, репетиторство — это не какая-то «взятка». Это закрытие потребностей родителей, педагогов и детей.
А замдиректора по средним и старшим классам школы «Новый взгляд» Михаил Лебедев уверен, что в образовании индивидуальные запросы на репетиторство «всегда были и будут, как будет и разнообразие программ обучения в вузах, в том числе с определенным набором вступительных испытаний». При этом, по его словам, однозначной связи «репетиторство — качественное вузовское образование» нет, потому что есть достаточно много возможностей для углубленного изучения предметов как в школе, так и вне ее.