Бремя на исходе: Ирак и администрация Трампа обсуждают вывод войск коалиции
Иракское руководство ведет диалог технического уровня с администрацией Трампа по вопросу вывода из республики сил международной коалиции во главе с США. Об этом «Известиям» сообщил источник, отметив, что контакты касаются военных аспектов и вопросов, связанных с безопасностью. Ранее администрация Байдена согласовала с иракским руководством план вывода международной коалиции к 2026 году. Согласно данным иракской стороны, соглашение остается в силе, однако может быть пересмотрено при ухудшении ситуации в сфере безопасности. Какие факторы способны скорректировать условия вывода — в материале «Известий».
Вывод коалиции во главе с США из Ирака
Диалог между Багдадом и Вашингтоном о выводе американских войск из Ирака продолжается. Как выяснили «Известия», администрация президента США Дональда Трампа ведет переговоры с властями республики на техническом уровне, обсуждая детали ухода сил международной коалиции. Ранее администрация Джо Байдена договорилась с Ираком о поэтапном выводе этих войск, который должен завершиться к концу 2026 года.
— Диалог (с администрацией Трампа. — Ред.) по выводу войск коалиции идет, но это технические обсуждения, и они касаются военных вопросов и мер, связанных с безопасностью, — отметил «Известиям» источник.
C возвращением Трампа в Белый дом планы могут измениться. Нынешний президент заявлял о необходимости пересмотра политики в отношении Ближнего Востока. В Багдаде же настаивают на соблюдении ранее достигнутых договоренностей.
— Переговоры идут, достигнутые соглашения о завершении миссии к 2026 году в силе, нет никаких сложностей. Но есть большое количество факторов, которые могут повлиять на присутствие сил международной коалиции в Ираке. Конечно, решение о завершении миссии нельзя отменить, но есть вероятность того, что с выводом могут быть задержки, — пояснил «Известиям» иракский военный специалист Сафаа аль-Асам.
В сентябре 2024 года Госдепартамент сообщил, что международная коалиция во главе с США решила завершить военную миссию в Ираке. Уже согласованы график и все этапы. Вывод войск должен состояться не позднее сентября 2026-го. При этом предусматривается переход к двустороннему партнерству между США и Ираком в области безопасности.
Иракский премьер-министр по нацбезопасности Касем Аль-Араджи заявил в интервью телеканалу Al-Hadath, что ситуация в сфере безопасности может внести корректировки в план, но если обстановка будет стабильной и ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство», организация запрещена в РФ) не будет представлять угрозу, то соглашение о выводе войск к 2026 году реализуют.
Угроза ИГ в Ираке
Хотя ИГ больше не представляет собой столь сильную угрозу, какой она была в середине 2010-х годов, деятельность террористов по-прежнему остается долгосрочной проблемой для стабильности Ирака. Около 60 тыс. членов ИГ сейчас находятся в Сирии в лагерях и тюрьмах под контролем курдских отрядов. Дети, которые проживают в этих лагерях, — второе и третье поколение. Всё это — бомба замедленного действия, отметил Сафаа аль-Асам, добавив, что в Ираке понимают: в случае прекращения США поддержки курдских формирований тюрьмы в этих регионах могут быть открыты. По его словам, решение Штатов приостановить помощь зарубежным гуманитарным организациям скажется и на лагере Эль-Хол, в котором содержатся семьи боевиков ИГ.
Эль-Хол был создан после разгрома в 2019 году последнего оплота ИГ в Эль-Багузе на восточном берегу реки Евфрат, в нем размещено более 50 тыс. родственников бывших боевиков. Сейчас больше всего в Эль-Хол проживает иракцев, их насчитывается около 20 тыс., на втором месте сирийцы. Также там находится более 6 тыс. человек еще из 57 стран, в том числе из России. В лагере, помимо пленных боевиков ИГИЛ и членов их семей, также проживают беженцы.
С приходом новой администрации в Белый дом неопределенность только усилилась. Дональд Трамп ранее уже предпринимал попытки вывода войск, но в итоге ограничился сокращением контингента. Для Ирака вывод американских войск не только вопрос суверенитета, но и сложный баланс между внутренней политикой и внешним влиянием. В стране действует множество вооруженных шиитских формирований, поддерживаемых Ираном, которые требуют ухода США. В то же время часть иракского руководства опасается, что преждевременный уход американцев может создать угрозы.
Технические переговоры между сторонами могут касаться в первую очередь гарантий безопасности. Багдад нуждается в четких сроках и механизмах передачи ответственности за стратегические объекты и военную инфраструктуру.
Еще один важный аспект — региональная ситуация. Проиранские формирования, действующие на территории Ирака, тоже оказывают значительное давление на Багдад, требуя вывода иностранных войск. Это создает дополнительные сложности для переговоров. Вашингтон опасается, что после ухода американских сил Ирак окажется в еще большей зависимости от Ирана.
Вывод войск коалиции может серьезно ослабить ВС Ирака в важных сферах, таких как разведка, ПВО, авиационная поддержка, логистика и координация. Это, с другой стороны, дает возможность укрепить российское влияние в этой стране с помощью наращивания военного сотрудничества.
Ирак, представляя арену борьбы между США и Ираном, пытается сбалансировать свои позиции, диверсифицируя внешнеполитические связи. На практике укрепление военного сотрудничества с Россией поможет Ираку повысить обороноспособность и получить доступ к передовому вооружению. К примеру, в Ираке уже длительное время заинтересованы в российской ЗРК С-400. О намерении правительства приобрести у Москвы систему ПВО сообщал еще в 2019 году посол республики в РФ Хайдар Мансур Хади. Посол России в Ираке Эльбрус Кутрашев ранее заявил «Известиям», что препятствием для закупки таких систем стала позиция США.