Теплая зима: как погодные аномалии влияют на нашу жизнь
Теплая зима стала одним из главных событий этого года. И темой круглого стола, на котором эксперты «Вечерней Москвы» рассуждали, как погодные аномалии влияют на нашу жизнь.
Январь однозначно удивил. Плюсовые температуры растопили снег, зазеленела травка, расцвели подснежники. В разных российских регионах появились новости о проснувшихся ежах, медведях, барсуках. Где-то ожили бабочки, клещи, божьи коровки. Разумеется, все заговорили о том, как такое раннее пробуждение природы может повлиять на животных.
Отношение к январской жаре у москвичей было неоднозначное. Пессимисты вздыхали по настоящей русской зиме с 30-градусными морозами, метелями и двухметровыми сугробами. Оптимисты искали плюсы: не надо откапывать из сугробов машины, месить ногами серую снежную кашу, носить на себе пять-шесть слоев теплой одежды. Но в том, что такой январь для нас противоестественен, конечно, не сомневался никто.
Предчувствие не обмануло
Биолог Руслан Жуков отмечает, что животные температурные аномалии предсказывали заранее.
— В последние годы в Москве и соседних регионах начали появляться южные виды насекомых — бабочки, жуки, богомолы. Живые существа инстинктивно чувствуют, что зимы становятся мягче, — отметил эксперт.
Для большинства живых созданий в суровых зимах нет ничего хорошего. Для них это смертельно опасный сезон, холодный и голодный.
— Да, для некоторых птиц и млекопитающих теплая зима — приятный подарок. В этом году сильных морозов у нас нет, так что погибнет меньше животных. Это, правда, не всегда хорошо для человека, ведь комаров, клещей, например, тоже выживет больше.
Число сельскохозяйственных вредителей, болезней растений и сорняков, которые могут представлять угрозу для урожая, вероятно, тоже вырастет до небес. Озадаченные аграрии уже готовятся к нашествию грызунов и саранчи.
Многие пернатые, питающие растениями, решили никуда не улетать. В этом просто нет никакого смысла — корма хватает, его не скрывает снег, температуры вполне сносные. Так зачем же рисковать жизнью во время перелетов и попусту тратить энергию?
Естественно, сразу всем хорошо быть не может. Некоторых животных неожиданное тепло буквально убивает.
— Сильнее всего такая погода бьет по медоносной пчеле, — сетует биолог. — В последние годы они и так по всему миру по разным причинам вымирали. Изменение климата может привести к их полному уничтожению. Пчелы зимой не спят. Они поддерживают внутри улья определенную температуру и все время питаются запасами. У них есть определенная программа: снаружи должен быть минус, а внутри улья — плюс. Сейчас все ритмы нарушены.
Лето 2025: температура, жара, засуха
Ежам, барсукам и медведям тоже приспособиться сложно. Весной и летом они накапливают жир, чтобы зимой залечь в спячку. Эти инстинкты срабатывали и помогали им выживать тысячелетиями. Теплая зима систему сломала.
Новости о медведях-шатунах приходят из разных уголков страны. Уснуть снова косолапые не могут — температуры слишком высокие. Есть нечего. Если бы они спали, энергию бы тратили более рационально. Но сейчас медведи бродят в поисках съестного и сжигают запасы энергии, которые нечем восполнить.
— Как в таких условиях они до весны доживут, непонятно. Скорее всего, на фоне изменения климата некоторые животные в центральной полосе России просто исчезнут. Им на смену придут какие-то южные виды. Произойдет такая перегруппировка. В целом исчезновение одних видов и появление новых — явление для природы нормальное. Население нашей планеты регулярно менялось. Но люди своей деятельностью многие природные процессы заметно ускорили.
Золотая жила
А как теплая зима повлияла на нас? Может показаться, что ничего глобально не изменилось. Ну заменили шубы и теплые пуховики плащами, перестали покупать лыжи, сани и ледянки. Что тут такого?
После такого вопроса производители теплой одежды, продавцы зимних спорттоваров, владельцы подмосковных горнолыжных курортов наверняка пустят слезу. К сожалению, любое изменение в этом мире кому-то да доставляет неудобства.
Кстати, недавно в новостях писали, что жертвами изменения климата стали продавцы обуви. Их склады под завязку забиты товаром, который внезапно оказался никому не нужным. Жители страны поняли, что при такой погоде демисезонной обуви, даже простых кроссовок, может быть вполне достаточно.
Доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин говорит, что для экономики нашего региона климатические аномалии в основном полезны.
— Для сельского хозяйства потепление — определенно плюс. У нас увеличивается сельскохозяйственный сезон. Но есть риски заморозков, которые могут побить зарождающийся урожай. Все зависит от того, будет ли в этом году потепление стабильным. Если произойдут какие-то колебания теплой и холодной погоды, вырастут риски. Для животноводства теплая зима в большей степени тоже плюс. Снижаются расходы на заготовку кормов, утепление строений.
Коммунальные службы тоже довольны. Власти городов Центральной России благодаря теплой зиме сэкономили по меньшей мере 500 миллионов рублей на уборку городов. Заправка техники и зарплаты коммунальщиков, работающих сверхурочно, обходятся недешево.
Отсутствие снега позитивно влияет на логистику. Дороги чистые, соответственно, пробок меньше.
— Если говорить о ситуации в целом по России, то тут позитивных моментов еще больше, — добавляет Зайнуллин. — Значительная часть территории у нас с холодным континентальным климатом, есть земли, которые находятся в арктической зоне. Менее суровые зимы откроют для них новые возможности. Упрощается проход по Северному морскому пути, который становится более перспективным для международной торговли. У нас становится более дешевой разработка нефтегазовых месторождений, месторождений редкоземельных металлов, многочисленные запасы которых находятся в арктическом регионе. Для всего арктического проекта, как и для дальневосточного, потепление — огромный плюс. Сейчас как раз начинается серьезная борьба за Арктику. Мы видим деятельность Дональда Трампа. Его взгляд направлен на Арктический регион — Канаду и Гренландию. И это связано как раз с тем, что потепление открывает доступ к огромным ресурсам. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук в августе прошлого года делился обнадеживающим прогнозом. Благодаря глобальному потеплению годовой объем ВВП будет увеличиваться примерно на 0,6 триллиона рублей каждые десять лет.
Всегда есть «но»
Тут, конечно, возникает резонный вопрос. Если все так радужно, почему отечественных экологов так беспокоит глобальное потепление? Неужели они не желают добра собственной стране?
К сожалению, согласно оценкам экспертов, негативных эффектов от изменения климата все равно больше, чем положительных. Одним из глобальных рисков, который ждет Россию, станет увеличение количества климатических беженцев в связи с ростом числа и тяжести засух и «водного стресса» — острого дефицита воды — в ряде государств Азии и Африки. По оценкам некоторых экспертов, всего через 15 лет число климатических беженцев может быть уже несколько десятков миллионов человек. Эта проблема, вероятно, не обойдет стороной Россию, в первую очередь ее регионы, граничащие со странами Центральной Азии.
Среди других рисков для страны специалисты называют, к примеру, увеличение числа экстремальных погодных явлений и масштабных бедствий, то есть наводнений, смерчей, сильных гроз, лесных пожаров, волн тепла будет больше. От опасных природных явлений все чаще будут погибать люди. Недавно как раз была новость, что в Колумбии во время футбольного турнира молния ударила в людей. Погибли четыре женщины, еще две серьезно пострадали. Похожих случаев по всему миру становится больше. Кроме того, через расплодившихся комаров и клещей будут распространяться инфекционные заболевания. Из-за роста количества осадков увеличится число болезней, передаваемых через воду. На сельское хозяйство повлияют засухи и распространение вредителей — придется потратиться на борьбу с ними. Без решительных действий по сокращению выбросов и переходу на чистые технологии весь мир столкнется с катастрофическими последствиями. И надеяться, что мы сможем спрятаться «в домике», что нашу страну все беды вежливо обойдут и глобальное потепление станет подарком судьбы, слишком наивно.
— Чтобы всерьез бороться с глобальным потеплением, надо уже сейчас принимать какие-то решения, — говорит заведующий кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Кислов. — А этого не делают, потому что глобальные процессы для нас выглядят несколько отложенными. Мы говорим «к середине столетия», «к концу столетия». И не видим в ситуации серьезной проблемы, которая висит над нами, как волна цунами. Нет ощущения, что она вот-вот придет и нас накроет.
Январские температурные рекорды показывают, что глобальное потепление не будет ждать, когда наступит 2100 год. Изменения климата влияют на нашу жизнь уже сейчас.
ЗИМА СТАВИТ РЕКОРДЫ
- Самый теплый зимний день. 6 декабря 2008 года: воздух в Москве прогрелся до +9,6 °C.
- Самый теплый день января. 11 января 2007 года — +8,7 °C
- Самый теплый день февраля. 27 февраля 1989 года — +8,3 °C.
- Самая теплая зима. В 2020 году средняя температура составила +0,5 °C.
- В XX веке самой теплой была московская зима 1960–1961 годов. Тогда средняя температура воздуха всех трех зимних месяцев значительно превышала норму: в декабре в среднем на 6,1 градуса, в январе — на 3 градуса, в феврале — на 5,4 градуса. Москвичи впервые встречали Новый год без снега, снежный покров установился только 8 января 1961 года.