В искусстве важна преемственность
Москвичка Екатерина Дар, как многие представители творческой молодежи 2010-х, интересовалась европейским театром и кино, строила карьеру не только в России: снялась в кино у французского режиссера, номинировалась на премию Чикагского кинофестиваля, участвовала в провокационных постановках. Однако в 2022 году девушка вернулась в Россию, стала сотрудничать с региональными театрами и выступать для бойцов в зоне проведения СВО. С чем связаны такие перемены, она рассказала в интервью «ВМ».
— Екатерина, после того, как вы окончили Театральную академию в Санкт-Петербурге, вы уехали учиться во Францию. Как там оказались?
— Я проходила летнюю стажировку, посещала специальный курс «Игра в маски» (освоение системы работы с театральной маской по методам, разработанным в свое время хореографом, актером, режиссером Жаком Лекоком на основе традиции дель арте, но с акцентом на пластике артиста, — прим. «ВМ»). Во Франции, как и в Италии, сильна традиции комедии дель арте — комедии масок, народного, площадного театра. Поскольку я не специализируюсь именно на работе с маской, мимикой и жестом, для меня это было дополнением, углублением в историю театра.
— Почему решили вернуться из-за границы?
— Я работала в Париже и Берлине, но поняла, что люблю свой город, и постигать искусство театра мне важно на родном языке. Тем более, сейчас время перемен, и именно в такие периоды происходит всплеск творчества.
— Раньше вы участвовали в провокационных экспериментальных постановках. Чем вызвано возвращение к традиционным формам?
— Действительно, когда я окончила Театральную академию в Петербурге, то много работала в спектаклях постдраматического театра: перформативных, экспериментальных. Некоторые из них, например, спектакли Севы Лисовского, были номинированы на «Золотую маску» в категории «Эксперимент». Сейчас я учусь в ГИТИСе в мастерской народного артиста РФ Анатолия Васильева — он разработал собственный метод, наследующий подходы системы Константина Станиславского. Я углубилась в драматическое искусство, поэтому в мою жизнь пришли другие спектакли.
— Один из недавних ваших проектов — спектакль «Гранатовый браслет» Театра современного искусства в Краснодаре. Чем заинтересовала работа в региональном театре?
— Мне предложили роль Веры Шеиной, а мне очень близка эта героиня, поэтому и согласилась на участие в постановке.
— О чем для вас эта история?
— О любви.
— Последнее время я часто слышу рассуждение, что это рассказ о болезненной одержимости, токсичных отношениях, если говорить современно. Вам так не кажется?
— Мы к этой истории относимся как к мифу, а в мифе мы ведь не оцениваем поступки героев с бытовой точки зрения. И сам Куприн тоже уходил от натурализма, и написал произведение совсем иной краской.
— Над какими сейчас проектами работаете?
— В ГИТИСе мы проводим лабораторное исследование. Мы взяли пьесу Александра Ремеза «Драматический поэт». Первый показ будет в рамках фестиваля «Ученики учеников», посвященного режиссеру Марии Кнебель (народная артистка РСФСР, работала в МХАТ имени Горького, театре имени Ермоловой, Центральном детском театре, педагог Щепкинского училища и ГИТИСа, — «ВМ»). Режиссер — Павел Пронин, который с нами работает, учился у Анатолия Васильева и Леонида Хейфеца, учеников Кнебель. В драматическом искусстве важна преемственность.
— Почему вам интересны творческие лаборатории?
— Лаборатория — это возможность уйти от фальши, от «постановочного театра» в худшем смысле этого слова.
— В составе концертных бригад вы выезжаете в зону СВО, выступаете для военнослужащих почти «за ленточкой» и в госпиталях. Какое искусство востребовано там?
— Нужнее всего что-то радостное, жизнеутверждающее. В моем репертуаре была песня донских казаков «Верила, верила, верю», «Два сольди» Клавдии Шульженко, композиции из репертуара Анны Герман, советская песня «Ты — человек» и хит «Все пройдет», который я исполняла под гитару.
— Как этот опыт вас изменил внутренне?
— У меня была точка соприкосновения с профессией в ее первородном значении, то есть играть для людей, помогать им посредством искусства. В таких условиях остро ощущается любая неправда, несогласие с самим собой, — все это там сразу видно, как черную кошку в белой комнате.
ДОСЬЕ
Актриса Екатерина Дар родилась 31 января 1990 года в Москве. Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства и Московскую школу кино. Спектакли с ее участием не раз номинировались на «Золотую маску». В 2021-м сыграла в фильме Эдуарда Боякова «Русский крест». В 2024 году дебютировала на сцене концертного зала «Зарядье», где прочла сказку «Золушка» в сопровождении симфонического оркестра.