«По щелчку пальца не получится». Алтайские власти изменят подход к помощи людям с инвалидностью
Барнаульские колясочники уже рассказывали, с какими трудностями сталкиваются ежедневно. Министр соцзащиты Алтайского края Наталья Оськина признает, что город не всегда удобен для маломобильных граждан и предлагает новый подход – маршрутоориентированный.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Путь будет долгим
Сейчас в крае начинают перестраивать сам подход к проблеме доступности городской среды. В центре будущих изменений — маршрутоориентированная модель. Это значит, что вместо отдельной «точечной» помощи — как, например, установка пандуса у одного здания — будут проектировать целые цепочки: от квартиры до поликлиники и школы, от остановки до центра соцзащиты. Чтобы человек с инвалидностью мог не просто выйти из квартиры подышать свежим воздухом, а самостоятельно добраться куда нужно.
Пока что это в планах, и министр не скрывает: путь будет долгим. В 2024 году краевое минсоцзащиты хочет начать «пилот» этой системы на уровне нескольких муниципалитетов – в Барнауле, Белокурихе и селе Алтайском.
Инновационная разработка алтайских ученых
Наталья Оськина напомнила, что еще недавно основная задача властей заключалась в адаптации учреждений социальной сферы, которые чаще всего посещают маломобильные люди, — больниц, домов-интернатов и отдельных объектов культуры и здравоохранения.
Сегодня, по ее словам, регион делает следующий шаг: «Для людей с ограниченными возможностями, для тех, кто передвигается на коляске, пользуется костылем или просто пожилых, недостаточно просто создать культурный объект в удобном месте. Люди не смогут добраться до него, потому что маршрут не адаптирован».
Министр подчеркнула, что в регионе уже начали говорить о маршрутоориентированном подходе.
Чтобы такая система заработала, необходимо участие всего общества, считает она, а закладывать фундамент ответственного отношения к людям с ограниченными возможностями организма необходимо детства.
По ее словам, если двух маленьких детей-одногодок — с особенностями развития и без — посадить вместе, они не заметят различий. Но как только они пойдут в школу, общество начнет подсказывать им, что между ними есть разница. Потом это отношение они перенесут во взрослую жизнь, где будут созданы все условия для сегрегации и нетолерантного поведения.
«Все хотят как по щелчку пальцев: давайте подпишем концепцию, государственную программу — и все полетит. Но странно же: если люди в массе своей не думают об инвалидах, почему официальные меры должны вдруг помочь? Пока общество не готово учитывать интересы каждого, изменений не будет», - считает министр.
Оськина обратилась к общественникам: если они откажутся принимать объекты, не соответствующие требованиям доступности, если помогут прокладывать маршруты, то изменения будут происходить быстрее. Но, отметила она, ждать мгновенного результата не стоит даже в таком случае.
Статистика растет уже три года
Министр предложила сосредоточиться на местах компактного проживания людей с инвалидностью — выяснять, куда они передвигаются, и устранять барьеры именно там. Ведь комфортно пользоваться городом должны все – и пожилые люди, и родители с колясками.
«Все должно быть удобным для каждого. Но я хочу подчеркнуть: если мы будем замечать только негативное, у меня не будет сил двигаться вперед и вести за собой команду. Поэтому я хочу зафиксировать, какие шаги уже были предприняты на сегодняшний день и в каком направлении мы движемся дальше».
Министр обратила внимание, что за последние три года количество людей с ограничениями по здоровью стабильно увеличивается, а готовности к системному решению их проблем по-прежнему не хватает. И к уже существующим вызовам добавляются новые:
«Мы понимаем, что эта статистика будет только расти. Люди, вернувшиеся с передовой, получили травмы, а ведь они в самом расцвете сил, молодые и полные энергии. Они стремятся стать частью общества, вести полноценную жизнь. И, безусловно, к этому нужно подойти с особым вниманием».
Оськина напомнила, что в последние годы регион воспользовался федеральной программой и смог адаптировать здания. Так, из 119 подведомственных учреждений 71 уже оборудовано по стандартам доступной среды. Но, по словам министра, лишь малая часть граждан с ограничениями пользуется этими учреждениями.
Остальные жители региона посещают театры, музеи, аптеки, магазины, и в законодательстве не прописана обязанность бизнеса и даже муниципалитетов вкладываться в формирование доступной среды. Поэтому, подчеркнула Наталья Оськина, сейчас речь идет о создании универсальной среды, где будут продуманы типовые маршруты и подходы к объектам культуры.
Дешево и эффективно
Также она упомянула проблему старых районов с непродуманной или пришедшей в негодность инфраструктурой. Если речь идет о новом жилом комплексе, то он уже предусматривает безбарьерную среду: низкие бордюры окружают дворы, а подъезды часто оборудованы подъемниками. Но в старом жилом фонде ситуация иная. По словам Оськиной, принцип разумного приспособления нужен как раз для того, чтобы без серьезных вложений адаптировать здания и инфраструктуру вокруг них под нужды маломобильных людей.
Это особенно важно, потому что иногда, как говорит Наталья Оськина, поступают просьбы об адаптации зданий, которые конструктивно не приспособлены для этого, и стоимость переделки может превысить капитальный ремонт всего дома.
«Без такого подхода нам придется сносить объекты один за другим и строить на их месте новые, с более качественной средой. Но вы же понимаете, что это до безумия дорого и лучше так не делать».
Министр сообщила, что Минтруд России утвердил методические рекомендации по маршрутоориентированному подходу.
Она напомнила, что в Москве он уже реализован, но там другие бюджеты и возможности. В других, менее богатых городах, таких как Сочи, были достигнуты заметные успехи, на которые предлагает равняться министр. По ее словам, там сделали доступными объекты спорта и транспортную инфраструктуру, и теперь люди с инвалидностью могут свободно передвигаться по южному городу.
Работают сообща
По словам Оськиной, сейчас главам муниципалитетов транслируется позиция: если регион выделил деньги, необходимо с разумным подходом определить, какие улицы нуждаются в первоочередном ремонте, куда люди смогут добраться без транспортных и иных барьеров.
Выделены приоритетные территории, где будут развивать жизненно необходимые проекты вроде социального такси – особенно в тех районах, где отсутствует специализированный транспорт.
Министр поделилась, что в текущем году изначально профинансировали покупку только двух специализированных автомобилей, но по решению губернатора Виктора Томенко их будет закуплено семь, и все будут направлены в сельские территории.
Она подчеркнула, что чем больше будет контроля и общественного участия, тем выше будет мотивация властей двигаться в этом направлении.
«Повторюсь, люди живут своей обычной жизнью, такой непривычной для нас. И у них не должно быть никаких препятствий. И знаете по какой причине? Давайте не будем зарекаться, это может произойти с каждым из нас», – заключила она.