«Щастье» есть
Музыкальную постановку по либретто Юлия Кима и композитора Владимира Дашкевича представил Театр имени Моссовета.
Режиссером и хореографом спектакля «Щастье!» выступила Алла Сигалова. В основу постановки легли произведения Владимира Маяковского, в основном пьеса «Клоп».
Трудяга Иван Присыпкин (его играет Митя Федоров), без пяти минут муж Зои Березкиной (Ксения Комарова), оказывается втянут в интригу Мадам Ренессанс (Лилия Волкова), чья парикмахерская может быть закрыта властями. Герой рвет отношения с возлюбленной и женится на дочери Ренессанс (Анастасия Белова). Секретарь товарища Лассальченко (Дмитрий Подадаев), заявив о начале НЭПа, не мешает этим метаморфозам у героя. Он сам пытается быть счастливым, предлагает девушкам интимные отношения у них же дома. Финал трагичен: главные герои погибают...
Создатели называют этот спектакль классическим мюзиклом, но такую глубокую и яркую игру на Бродвее трудно представить. Зоя Ксении Комаровой — нежная, ранимая и непосредственная. Дмитрий Подадаев, подражая партийцам той поры, наделяет своего секретаря зажимом: его правая рука, достающая бумажки с предписаниями о судьбах людей, застыла в согнутом состоянии, на уровне сердца болтается только кисть. Видимо, актер понял, что невозможно одухотворить героя без души, и свою задачу он увидел в максимальной хладнокровности: чтобы речь его героя напоминала работу станка на заводе. Вкупе с огромным в плечах серым пиджаком и маленькими круглыми очками этот образ производит омерзительное впечатление. Однако Подадаев наделил своего секретаря чуть заметной самоиронией — вдумчивый зритель заметит и улыбнется.
Митя Федоров в роли Ивана Присыпкина выглядит гармонично, он максимально погружен в образ, словно исполняет на разные лады одну и ту же прекрасную божественную музыку.
Композитор Владимир Дашкевич сам себя не превзошел (помните его знаменитую увертюру к советскому фильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»?), и «Щастье!» не изобилует яркими музыкальными темами. Зато звучит песня «Губы окаянные» Юлия Кима, автоматически отсылающая нас к «Пяти вечерам» Никиты Михалкова, где в свое время и прозвучала. Там герой картины поет ее в финале (голосом Сергея Никитина), когда звучит знаменитая фраза «Лишь бы не было войны». В нашем спектакле ее поют Зоя и Иван Присыпкин: явная параллель с фильмом, видимо, подчеркивает один из смыслов постановки — революция и ее последствия равноценны войне.
За последний год это уже вторая премьера в этом театре, касающаяся темы судьбы человека на сломе эпох, точнее — в результате революции 1917 года (годом ранее вышло «Кабаре «Гадюка» по пьесе Алексея Толстого). Впрочем, в разговоре с корреспондентом «Вечерней Москвы» худрук театра Евгений Марчелли отказался обозначать такую тенденцию. Даже если просто совпало, то надо признать: узнать в героях себя и подумать о своей роли в меняющемся сегодня мире предлагает только Театр имени Моссовета...