Бесценный вклад внесло воронежское КБХА в космическую гонку с Америкой
12 апреля в России отмечается День космонавтики. 64 года назад СССР стал первой страной, отправившей человека на околоземную орбиту. Первопроходцем оказался Юрий Гагарин.
В 1961 году трехступенчатая ракета-носитель «Восток» с космическим кораблем «Восток-1» была запущена с космодрома Байконур в Казахской ССР. Это достижение сделало Гагарина первым человеком в космосе и принесло беспрецедентную славу Советскому Союзу по всему миру.
Интересно, что помимо знаковой фразы «Поехали», во время своего полета Гагарин произнес и секретные слова: «Косберг сработал». Эта фраза была упоминанием Семена Ариевича Косберга, первого руководителя воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), который взял на себя ответственность за успешный полет. КБХА, к слову, занималось разработкой третьей ступени для ракеты «Восток».
Позже нашему изданию дал интервью еще один разработчик двигателя для этой легендарной ракеты, Эдуард Манулиц. Он отметил, что за фразу «Косберг сработал» Гагарин не был наказан:
— Американцы не понимали, что Косберг — это главный руководитель. Они решили, что сработало какое-то устройство под названием «Косберг», — смеялся Эдуард Георгиевич, делясь закулисной историей космической гонки. — Гагарина не наказали за это, но если бы это сказал кто-то другой, неизвестно, что с ним бы произошло. Позже «режимники» выразили ему свое недовольство по этому поводу.
Таким образом, воронежское КБХА сыграло важнейшую роль в первом полете человека в космос. Сотрудники этого предприятия стали пионерами Вселенной, осваивающими новые, ранее неизвестные пространства.
Как же возникло и чем стало Конструкторское бюро химавтоматики?
В 1940 году на Московском авиационном карбюраторном заводе №33 было создано КБ-2, где начали разрабатывать агрегаты непосредственного впрыска топлива в авиационные моторы. Руководителем КБ стал Семен Косберг, который тогда был заместителем главного конструктора завода.
Начало Великой Отечественной войны не остановило работу, и в 1941 году завод был эвакуирован в Бердск, Новосибирской области. Семен Косберг стал руководителем всего предприятия. После Победы, в 1946 году, завод переехал в Воронеж и получил название Конструкторского бюро химавтоматики.
С этого момента началась работа по созданию авиационных жидкостных ракетных двигателей, которые могли многократно использоваться и имели большой ресурс. Позднее деятельность бюро сфокусировалась на двух направлениях: разработка ЖРД для космических ракет и боевых ракет. Так, был создан двигатель РД-0109, который вывел Юрия Гагарина на орбиту.
— В конце 50-х — начале 60-х годов развитие космонавтики требовало создания более мощных ракет-носителей для вывода на орбиту объектов массой до 7000 кг. В этой связи ОКБ на базе отработанного кислородно-керосинового двигателя РД-0106 второй ступени боевой ракеты Р-9А разработало двигатели РД-0107, РД-0108 и РД-0110 (ведущий конструктор Я.И. Гершкович) для третьих ступеней ракет «Молния», «Восход» и «Союз» главного конструктора С.П. Королева, которые обеспечили запуски автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере и выводы космических кораблей с экипажами на орбиту. Эти экипажи впервые вышли в открытый космос, осуществили стыковку на орбите и совместный полет с американским «Аполлоном». С помощью ракеты «Союз» обеспечивается доставка космонавтов и грузов на орбитальные станции, — рассказывает об истории КБХА доктор экономических наук Вадим Галкин.
У воронежского Конструкторского бюро химавтоматики во времена СССР было время движения вперед. Меду советской страной и США разворачивалась космическая гонка, и для КБХА эта борьба становилась причиной все более новых и новых свершений. Недаром, за выполнение стратегических задач коллектив предприятия награждался орденом Ленина и орденом Октябрьской Революции. Целый ряд особо выдающихся разработок удостаивался Ленинских, государственных премий, премий правительства СССР и России.
Словом, воронежцы вносили бесценный вклад в покорение Вселенной нашими предками. Вот только с конца 80-х и 90-х годов все стало приходить в упадок. В «нулевые» и «десятые» ситуация стала улучшаться. Однако у экспертов все равно остаются вопросы.
- Мы строим космодром «Восточный» – через полтора года половина денег на строительство полигона исчезает. Точно так же, как и в случае с подготовкой Олимпиады, как и со строительством стадиона «Зенит-Арена». Это же сплошное воровство! Нет государственной программы. Американцы потихоньку продвигаются, а мы возим их на международную станцию. Мы – таксисты! Нет кадров, нет денег, нет специалистов, которые готовы это делать. Моё поколение, которое работало, не считаясь ни с чем, в ужасе! Все, вопрос окончен! – говорил нашему изданию все тот же разработчик двигателя для гагаринской ракеты Эдуард Манулиц.
Валентина Суровая