Людей искать надо сразу
Ежегодно в республике пропадают около 100-150 человек – взрослых, подростков и детей. Из них порядка 90% находят живыми. В этом в том числе заслуга волонтеров и просто неравнодушных граждан. О том, как ищут людей добровольцы, «Якутии» рассказал создатель отряда «Поиск Неру» Олег Попов.
Он говорит, что все пропавшие за последние два года несовершеннолетние были благополучно найдены и возвращены родителям. Среди взрослых статистика чуть хуже: до 15% случаев заканчиваются обнаружением тела, а в 5% поиски не приводят ни к каким результатам – человек пропадает бесследно.
Если бы поисками занималась одна только полиция, цифры могли быть куда печальнее. Но, к счастью, у нас в республике есть группа добровольцев, которая на постоянной основе помогает правоохранителям.
Трагедия помогла рождению отряда
Основал этот добровольческий отряд наш сегодняшний собеседник Олег Попов. Живет он в городе Нерюнгри, по профессии электрик, у него есть свое небольшое дело.
А началось всё в 2012 году, когда в селе Синск Хангаласского района пропали две четырехлетние девочки. Мужчина, сам отец маленькой дочери, близко к сердцу принял тот трагический случай.
«Я увидел в интернете, что произошла такая ситуация. Углубился в эту проблему, изучал, познакомился с родственником одной из девочек. У меня же самого дочь растет. Думаю: а вдруг такое случится у нас? Захотелось помочь. Пришел в полицию и предложил свои услуги, но такого отряда волонтёров тогда ещё не было. Говорят: ладно, если попросят – поможешь», – рассказывает Олег.
Так всё и началось. К нему стали обращаться за помощью в поисках. А мужчина, в свою очередь, звал на подмогу друзей и знакомых. Сперва людей было совсем мало – от силы двое-четверо. Но постепенно отряд начал расти.
Центр помощи
В 2018 году Олег познакомился с единомышленниками из Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям. Это целая система, основанная на тесном взаимодействии общественных организаций и добровольцев, правоохранительных органов, медицинских и социальных учреждений. Центр был создан в 2014 году в рамках реализации указа президента России «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы». Головной офис у них находится в Москве.
Федералы были рады узнать, что в республике есть такой неравнодушный человек, который своими силами основал добровольческий отряд. Якутянина пригласили пройти курсы и открыть на родине уже официальный региональный филиал центра.
Олег, конечно, согласился. И в 2020 году зарегистрировал юридическое лицо. С тех пор каждый год несколько волонтеров ездят на обучение в центральные города – Хабаровск, Калининград, Сочи, на Камчатку. На днях шесть человек должны полететь на учения в Тюмень. Центр также по возможности снабжает якутский филиал необходимым оборудованием – коптерами, рациями и т.п.
На сегодня отряд насчитывает около 50 человек в Нерюнгри и Якутске. Это активные волонтеры. Они не только участвуют в поисках, но и помогают в информационном сопровождении, решают организационные моменты, проводят опросы, ведут соцсети, привлекают ресурсы.
Также ребята ведут уроки безопасности в школах и детских садах. Рассказывают детям, как вести себя с незнакомцами, чего опасаться в интернете, как не стать жертвой кибермошенников и т.п. В общем, это комплексная работа.
Частые ошибки
Опытный волонтер настоятельно просил рассказать гражданам об ошибках, которые те часто совершают при поисках по незнанию. Из-за этого розыск может осложниться и затянуться. Поэтому просим читателей внимательно ознакомиться со следующей информацией, возможно, это поможет в будущем спасти чью-то жизнь.
Во-первых, обратитесь в полицию сразу, как только заподозрите, что человек пропал. Слухи о том, что полиция принимает заявление только через трое суток – это миф! Даже если прошло всего 15 минут, но у вас есть основания полагать, что произошло неладное – звоните на номер 102. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем выше вероятность, что человека найдут.
Более того, волонтеры не смогут приступить к поискам, пока вы не подадите заявление. Всё дело в юридических тонкостях: их самих могут привлечь за разглашение персональных данных, если нет официального документа.
Случай из жизни. В лесу заблудился дедушка. Он смог связаться с родными по телефону и передать, что ему нужна помощь. Те отправились искать сами, никого при этом не уведомив. В итоге волонтёры сперва потратили уйму времени, чтобы найти в лесу родных пропавшего и получить от них хоть какую-то информацию. И только спустя 1,5 суток начали искать самого пожилого мужчину. Это очень-очень много, ведь счёт идет на минуты. К сожалению, дедушку тогда не нашли.
Во-вторых, если вы нашли потерявшегося ребенка, ни в коем случае не увозите его к себе домой или ещё куда-то: так вы только осложните поиски. Вместо этого позвоните в 102 и сообщите о местонахождении несовершеннолетнего и дождитесь полиции или родителей. В крайнем случае, можно отвести ребёнка в ближайший магазин и передать охраннику. При этом обязательно предупредите полицию, куда вы его отвели и кому передали.
Такое произошло в Нерюнгри. Во дворе дома пропал ребёнок, пока дедушка ходил в магазин. Очевидцы сказали, что видели женщину с мальчиком. Волонтеры и полиция сбились с ног, нашли пропавшего только в 4 часа ночи. Оказалось, что сердобольная женщина заметила одинокого мальчика и, чтобы он не замёрз, отвела его к себе домой. Хотела сделать благое дело, но в результате вышло только хуже.
В-третьих, порой те, кто ищет, сами того не осознавая, затаптывают следы и уничтожают важные улики. Часто такое происходит, когда поиски ведутся в лесу: люди просто ходят толпой и сметают всё на своём пути. Поэтому слушайте инструкцию от опытного руководителя группы и строго следуйте его указаниям.
Если дело носит криминальный характер, нужно быть осторожными вдвойне. А ещё лучше, чтобы к таким поискам посторонние лица вообще не привлекались. Потому что неопытные волонтеры могут спокойно начать переписку в группе: «Я обыскал там, увидел то, нашел это». А преступник может затесаться в группу волонтеров и получить допуск к такой информации. Такое было в Хабаровске и на Сахалине.
Также Олег просит уважать личную жизнь пропавшего человека и его родных. Вполне ожидаемо, что доброволец, участвовавший в поисках, потом хочет узнать подробности дела: «А где его нашли? А что с ним произошло? Почему пропал?». Но такое проявление любопытства часто наносит вред. Был случай, когда сбежавшую из дома девочку потом обзывали всякими оскорбительными словами. Поэтому, как только поиск закрывается, волонтёры стараются не раскрывать дальнейшую информацию, чтобы все поскорее забыли о случившемся.
Не ради денег
Филиалы Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям на данный момент открыты в 46 регионах страны. В Якутии он заработал одним из первых.
«Мы являемся самой большой административной территориальной единицей в мире. На сегодняшний день у нас охват пока ещё маленький. Но мы надеемся, что всё-таки в каждом районе появятся люди, которые будут знать, как правильно вести поиски и какие правила надо соблюдать», – призывает единомышленников Олег.
Сейчас активные волонтёры, работающие на постоянной основе, есть в городах Нерюнгри и Якутск. Если вы хотите присоединиться к отряду, открыть филиал в своем районе, позвоните по номеру 8924-872-91-12. Вам подскажут, как действовать.
Только помните, что волонтёры работают на добровольных началах. Никто им за это не платит. Они делают это не ради денег, а чтобы в мире было больше счастья и поменьше горя.
***
На сегодня в республике в розыске находятся семь человек. Они пропали в 2023-2025 годах. Просим внимательно изучить следующие ориентировки. Если у вас есть какая-либо информация об их местонахождении, просим сообщить по указанным номерам. Родные не теряют надежды и очень ждут их домой.