Стратегический морской порт захвачен: Как шашлычник из Азербайджана довёл до офшора, а Россию — до позора
Генпрокуратура России продолжает изымать в пользу государства наворованные продажными чиновниками и украденные ушлыми бизнесменами миллиарды в виде земель, предприятий и прочих активов. Но история с одним из лидеров азербайджанской диаспоры на Кубани, который умудрился сначала выкупить, а потом продать в иностранный офшор целый морской порт в Туапсе, просто поражает. Предприятие, имеющее стратегическое значение для безопасности государства, попросту "отжали" в духе лихих 1990-х. Причём под носом у всех силовиков. Но, как выяснил Царьград, у этой истории есть "второе дно" — и связано оно с громким коррупционным скандалом в судейском корпусе.
Семья Новрузовых хорошо известна не только в Туапсе, где находятся её основные активы, но и во всём Краснодарском крае. И всё благодаря своему главе – 61-летнему Шахлару Наврузу оглы, видному представителю кубанской азербайджанской диаспоры, у которого есть связи, деньги и влияние.
Вернее, были до недавних пор. Пока против Новрузова не возбудили уголовное дело по статье "Покушение на мошенничество в особо крупном размере", а Генпрокуратура не потребовала изъять в собственность государства основной актив семейства – Туапсинский морской коммерческий порт, через который в Россию ввозились огромные объёмы плодоовощной продукции из Азербайджана и Турции.
А порт этот, как указано в иске Генпрокуратуры (ГП), "имеет стратегическое значение для безопасности государства".
Об этом значении не вспоминали уже лет тридцать. Теперь вспомнили. Назрело.
Сначала рынок, потом кафешка, а дальше — порт
Зарегистрировал Шахлар в Краснодаре ИП и занялся торговлей соками и минералкой, которые он возил из Азербайджана. Потом вошёл в долю ООО "Дар Фрут", оптового рынка кубанской столицы на Уральской улице (там позже будут регистрироваться и другие его фирмы), открыл строительную компанию "Агропромстрой", затем кафешку "Старый Баку" (там же, на рынке), которая позже выросла в ресторан, где стали собираться уважаемые представители диаспоры — обсуждать насущные вопросы. Шашлыки, напитки, девочки — всё как полагается.
Позже появились и другие фирмы. Среди них стоит выделить одно занимательное ООО — "Комплекс по переработке сельхозпродукции "Дары Кубани". Позже он станет перевалочным пунктом для той продукции, что будет поступать через Туапсинский морской коммерческий порт, который и станет главным сокровищем не только самого Новрузова, а вообще всей этнической диаспоры региона.
Чья "Родина"?
Ещё в далёком 1930-м на месте бывшей рыболовной артели в Туапсе был создан рыболовецкий колхоз под названием "Родина". После войны он вырос в рыбзавод с аналогичным названием, выпускавший продукцию исключительно 1-й категории — для всего СССР. Уже в те годы это было предприятие союзного уровня, со своим причалом, складами, производственными цехами и т.д., располагавшимися на территории в несколько гектаров судоремонтного завода.
А потом случился распад Союза. И руководство "Родины", покрутившись пару лет, сделало обычный для тех времён финт: в 1994-м был оформлен кредит в Азово-Черноморском коммерческом банке по сумасшедшей ставке 190% годовых. Сумма кредита — 2,5 млрд рублей (1,1 млн долларов — по тем временам огромные деньги). Но в октябре 1994-го был "чёрный вторник", и курс доллара вырос почти в два раза. А в договоре банка с "Родиной" был пункт о том, что при просрочке выплат ставка взлетает вдвое.
Учредителями банка были несколько десятков частных фирм, а также сам судоремонтный завод, на чьих площадях располагался рыбколхоз; получилось нечто вроде потребительского кооператива, только для юрлиц.
Теперь, спустя три десятка лет Генпрокуратура сделала вывод, что руководство колхоза попросту вывело деньги в своих интересах, но тогда "АЧКБ", по сути, "съел" предприятие вместе с его активами почти на 12 млрд тогдашних рублей.
Далее активы пилились, перекраивались, приходили и уходили собственники. В 2008-м появилось некое ООО "Туапсинский морской коммерческий порт", подмявшее под себя все оставшиеся мощности бывшего колхоза, а главное — огромную территорию, причалы и ещё сохранившиеся здания и оборудование. Зарегистрировали эту компанию, что примечательно, в Москве.
Учредителем ООО стал тяжеловес Ефим Басин — Герой Соцтруда, экс-замминистра транспортного строительства СССР, бывший начальник Главного управления строительства БАМа, потом глава Минстроя и Госстроя России, а на тот момент — гендиректор корпорации "Инжтрансстрой". Спустя пять лет он передал актив сыну Олегу — владельцу компании "Сочиморстрой", крупного подрядчика по подготовке к Олимпиаде-2014 и другим "жирным" госконтрактам. Зашёл Олег Басин в "ТМКП" с огромной уставной суммой в 278 млн рублей — вдвое больше, чем было изначально.
Ещё через год, в октябре 2014-го Басин продал предприятие "умелому шашлычнику" Шахлару Новрузову. Тот перерегистрировал его юридический адрес по месту своего любимого рынка в Краснодаре. И вот здесь крайне занимательный момент, который обращает на себя внимание: откуда у владельца "Старого Баку" взялись такие гигантские средства на выкуп стратегического актива?
Судя по финансовой отчётности его юрлиц, таких денег у Шахлара Новруз оглы не было. Зато был нюанс: примерно тогда же у Новрузова появилась фирма по производству соков и консервов из фруктов "Интер-Пак", в которой долю получила азербайджанская компания с одноимённым названием. И тогда же Шахлар Новрузов выдвинулся на заметные роли в этнической диаспоре. Вскоре он вошёл в число основателей региональной общественной организации "Всероссийский азербайджанский конгресс".
О преступной сделке знали. Но её не заметили
В 2016-м Новрузов "передал" ООО "ТМКП" во владение офшору, зарегистрированному на Британских Виргинских островах (БВО), компании "Вониксель Лимитед".
Для понимания: офшоры БВО — это чёрная дыра. Кто в действительности владеет той или иной компанией, какие у неё активы — такие данные непросто получить даже Интерполу. И не будем забывать, что Виргинские острова принадлежат Великобритании, недружественной для России страны.
Как принято говорить, время было такое. Конечно же, такой объект, как "ТМКП", представляет собой интерес для многих госструктур — и не только гражданских (т.е. местных и региональных властей), но и для военных, и для пограничников, и для таможни, и для спецслужб. Это же порт, входные ворота на территорию нашей страны. И сделка по передаче важного предприятия не могла пройти незамеченной,
— объясняет бывший оперативник РУБОПа Александр Григорьев.
Но раз это случилось, продолжает он, значит, кому-то крупно "занесли". Вопрос только, кому именно. По словам эксперта, можно предположить, что тему пробивали на высоком уровне — возможно, в Москве. И с большой долей вероятности, за решением стоит азербайджанская диаспора.
Тут сходятся три момента.
О диаспоре
Во-первых, гендиректором "ТМКП" с 2014 года был и остаётся один и тот же человек — некий Александр Вовк. Причём количество сотрудников там — на предприятии с многомиллионными оборотами и капиталом (см. инфографику ниже) — согласно отчётам, всего-навсего 1 (один!) человек. Надо полагать, сам руководитель. Тот же Вовк в 2024-м стал руководителем свежесозданного ООО "Темрюкский морской перегрузочный терминал" (адрес тот же, на Уральской, 216/1, в Краснодаре), учредителями которого значатся другой брат Шахлара — Гюндуз Новрузов и уже упоминавшаяся компания "Дарт Фрут" самого Новрузова-старшего.
Во-вторых, в том же 2014-м Шахлар Новрузов приобрёл расположенное на территории самого порта ООО "Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт". Разница в наименовании всего в одно слово, однако именно эта компания и является основным легальным источником доходов Новрузова. Выручка его за прошлый год выросла в полтора раза — до 207 млн рублей, а чистая прибыль подпрыгнула сразу на 424% — до 61,9 млн руб.:
И наконец, в-третьих, львиная доля товарооборота через этот порт приходится на Азербайджан и Турцию. Причём, как считает ГП, эти доходы — лишь верхняя часть айсберга. Через порт идёт контрабанда фруктов и овощей, которые, конечно же, никто не проверяет на санитарные нормы. А потом всё это продаётся на рынках Новрузова и диаспоры.
Сладкая жизнь
Жил себе Шахлар Новрузов — не тужил. Имел квартиры в Краснодаре и Туапсе, просторный особняк, катался то на внедорожнике "Лексус" LX570 с номерами "001", то на "Мерседес-Бенц" GL 63 АМG с номерами "008". Но состоял, кстати, на оперативном учёте в правоохранительных органах с пометкой "Негатив" – по нашим данным, в связи с "неправильными" контактами с "авторитетными людьми", которые регулярно захаживали в его "Старый Баку".
Частенько летал за рубеж – в основном в Азербайджан и Турцию (раз в месяц-два), Грузию, в ОАЭ и даже успел неоднократно побывать в Австрии, Швейцарии и Нидерландах.
Словом, всё было у него хорошо — до осени 2023 года. Когда Следственным отделом МВД по Туапсинскому району было возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества и злоупотребления полномочиями (номер дела есть в распоряжении редакции) при "заходе" на "ТМКП".
Впрочем, Новрузов и Ко не сдавались без боя, материалы дела зависли в кабинетах более чем на год (спасибо диаспоре, видимо). Но в декабре уже 2024-го в офисы "шашлычника" и в Туапсе, и в Краснодаре нагрянули следователи при поддержке ОМОНа.
И как-то так совпало, что тогда же по итогам проверки Росприроднадзора было возбуждено уголовное дело по статье "Самоуправство" за нарушения при строительстве гостиницы на побережье Чёрного моря под Туапсе — в пос. Сосновка. Занималась созданием комплекса фирма "Сипайн Резорт", учреждённая сыном Шахлара 27-летним Серханом Новрузовым (в 2023-м, впрочем, юрлицо сменило учредителя, им стал приближённый семейства и товарищ Новрузова-младшего Тархан Гасанзаде).
Выяснилось, что умельцы так усердствовали, что уничтожили плодородный слой почвы на более чем 1,3 тыс. кв. метров площади, вырубив краснокнижные пицундские сосны, а строительные отходы сбросили в море. Ущерб был оценён в 1 млрд рублей.
Позже сообщалось, что требования надзора удовлетворены, но мы выяснили, что ущерб, причинённый природе, так и не возмещён. О чём наглядно говорят два исполнительных листа ФССП на общую сумму 1,014 млрд рублей:
Судейский след
Самое время вернуться к истории с портом, дабы объяснить, как так получилось, что на незаконный захват "стратегического объекта" наконец обратили внимание.
Едва запахло жареным, Шахлар Новрузов (возможно, по чьему-то умному совету) бросился подчищать концы. И, само собой, именно завладение Туапсинским морским коммерческим портом было главной его проблемой.
Он придумал ловкий ход — отправился в суд, где потребовал признать "сделку по отчуждению долей в уставном капитале ТМКП иностранной компанией ничтожной". Смысл очевиден: вернуть юридическое владение портом, а потом, вероятно, переписать его на других лиц. Фишка в том, что выбрал Новрузов не абы какой суд, а Прикубанский районный суд Краснодара, где председателем трудился по-прежнему Рустем Трахов — сын бывшего председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова, у которого (вместе с родственниками, включая сына-судью) арестованы активы на 13 миллиардов рублей.
А Рустем Трахов, который, к слову, продолжает работать судьёй и рассматривать дела (в основном по имущественным спорам), по нашей информации, близок с некоторыми представителями диаспоры. Есть мнение, что расследования по незаконному приобретению порта и коррупционным происхождением имущества судей Траховых связаны друг с другом.
Если так, то нет ничего удивительного в том, что распутыванием истории с "ТМКП" сейчас занимается ФСБ.
"Обладает устойчивыми связями среди сотрудников…"
Шахлара Новрузова задержали ещё в апреле и сразу же отправили под арест, предъявив ему обвинения в попытке присвоения (речь идёт, по всей видимости, о намерении вернуть контроль над портом через суд) имущества ООО "ТКМП" стоимостью 919 млн рублей.
На заседании по продлению меры пресечения следователь органов госбезопасности озвучил несколько любопытных деталей.
В частности:
Понимаете? Друзья в силовых структурах, друзья в судейском корпусе. Так что, ещё раз, обращение именно в Прикубанский суд явно было не случайным.
Кроме того, из материалов данного уголовного дела две "папки" выделены в отдельное производство в связи с "обнаружением признаков преступления": по статьям УК "Организация незаконной миграции группой лиц по предварительному сговору" и "Злоупотребление должностными полномочиями".
Это означает, что Новрузов, вероятно, был также причастен к организации канала по поставке гастарбайтеров в нашу страну и что ему помогали некие заинтересованные должностные лица. Никогда такого не было — и вот опять.
Что с того?
Генеральная прокуратура продолжает процесс изъятия коррупционных и нажитых преступным путём активов — и у чиновников, и у судей, и у коммерсантов типа Шахлара Новрузова.
Конкретно по этому делу: предъявлен иск о признании ничтожными сделок по продаже Туапсинского порта. Наложен арест на счета и имущество и Новрузова, и Басина, и двух юрлиц, входящих в состав порта, туда запрещено заходить судам, оттуда нельзя ничего вывозить и так далее.
Но вот что тут является принципиальным моментом:
Возникает совершенно закономерный вопрос, который поднимал один из наших собеседников: как так вообще получилось, что это самое "стратегическое предприятие" ушло сначала в одни руки, потом в другие, а затем и вовсе оказалось под контролем офшора, принадлежащего недружественному государству?
Нет ли желания у наших спецслужб заняться плотнее этим вопросом? А заодно всё-таки прояснить, раз уж установлено, что некий "шашлычник" имеет "устойчивые связи" среди правоохранителей и судейских, как далеко эти связи зашли, какие дела они вместе обрабатывали (уж не знаем, за ужин в "Старом Баку" или за другие блага).
Хотелось бы получить ответы на эти вопросы.