Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Октябрь
2025
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тридцать лет борьбы. Как зоолог Беклемишев искоренил малярию по всей стране

0
АиФ 

В 1960 году Советский Союз полностью искоренил малярию. И в этом заслуга учёного, родившегося 135 лет назад.

Тишину уральских болот прорезал тонкий навязчивый звон. Это был писк комарованофелесов – звук, не предвещающий ничего хорошего. Малярия косила местное население, а медицинская наука была бессильна. И в этом логове болезни удивительно было видеть худощавого человека с бородкой. Он проводил на болотах часы напролёт, изучая повадки крошечных насекомых, несущих смерть, и среду их обитания. Тогда, в середине 1920-х, благодаря исследованиям Владимира Беклемишева удалось ликвидировать вспышку малярии на Урале. Учёный разработал способы лечения этой острой инфекции и систему мер, основанную на понимании «малярийного ландшафта» – совокупности природных условий, способствующих распространению болезни. Тысячи человеческих жизней были спасены. А впоследствии работы Беклемишева помогли полностью искоренить малярию в СССР. «Живой покров» С медициной и биологией он был связан с самого детства: родился в семье врача. Подростком собирал коллекцию насекомых, а после гимназии отправился из Гродно в Санкт-Петербург, где поступил в Императорский университет на медицинский факультет. Там на него обратил внимание знаменитый зоолог Валентин Догель. Он предложил молодому человеку после выпуска остаться в университете – заниматься наукой и готовиться к профессорскому званию. Но Беклемишева не устраивает кабинетная работа. Он рвётся в поля и на биостанции. Сначала в Мурманске, а затем на Каспии он изучает турбеллярии – ресничных червей, собирая их обширную коллекцию. Далёкому от биологии человеку трудно понять, какая может быть радость разглядывать и исследовать мелких беспозвоночных, из которых многие являются паразитами. Но в уме молодого учёного зреет идея, которая станет фундаментом его будущих открытий. Природа полна многообразия форм, и этот «живой покров» Земли похож на сложнейший организм, состоящий из соподчинённых сообществ – биоценозов. Человек лишь одно из звеньев грандиозной системы жизни. А ещё Беклемишев приходит к выводу, что паразита нельзя изучать в отрыве от хозяина, а хозяина – в отрыве от его среды обитания, пищи, конкурентов. Но по-настоящему творческой научной лабораторией для биолога стало Пермское отделение Петроградского университета. На Урал учёный перебрался в 1918 году. Доцент, а вскоре профессор Владимир Беклемишев продолжал изучать турбеллярии, инфузории и низших ракообразных. Но тут грянула эпидемия малярии.

Ударили математикой

В 1920-е в Перми начала работать Камская биологическая станция, директором которой был Беклемишев. Условия были тяжелейшие, оборудования не хватало. «Было холодно и голодно. Но работали увлечённо, без жалоб на трудности, иной раз с девяти утра до полуночи. Владимир Николаевич был рядом всегда, умел подбодрить шуткой, заражал своим энтузиазмом, неутомимостью. Это был интересный, увлекательный исследовательский труд», – писала в воспоминаниях медицинский энтомолог Юлия Митрофанова. С началом эпидемии учёным, которые исследовали животный мир в пойме Камы, пришлось срочно переключиться на изучение экологии малярийного комара. Дело для них было новое: как выглядят насекомые рода Anopheles, никто из них толком не знал, в литературе сведений о них почти не было. По рисункам отыскали в природе личинки, вывели из них взрослых особей и таким образом «познакомились» с несущими смерть кровососами. Беклемишев утверждал, что комара надо изучать в контексте ландшафта – совокупности природных условий, способствующих переносу инфекции. А чтобы лучше понять, как распространяется эпидемия, создал учение о жизненной схеме малярийного комара. Урал был не единственным регионом, где в 1924 году бушевала болотная лихорадка, но именно пермским биологам во главе с Владимиром Беклемишевым удалось проделать работу, давшую эффект. Что же они сделали? Ударили по малярии математикой. Рассчитали точные календарные сроки, когда надо обрабатывать водоёмы и днёвки (места отдыха и питания комаров) в различных местностях, оценили параметры вспышки количественно – и погасили её.

Тридцать лет борьбы

Борьба с малярией в те годы была одним из важнейших участков фронта советского здравоохранения. Болезнь, которую в просторечии именовали трясухой, царствовала повсеместно. Эпидемии следовали одна за другой, и ситуация год от года не улучшалась. Если, например, в 1923 году малярией переболело 10 миллионов человек, то в 1934 году больных было почти столько же – 9 миллионов. И это лишь зарегистрированные случаи. Реальное число заболевших, судя по всему, было значительно больше. Оценив успехи скромного университетского профессора на Урале, руководство Института малярии и медицинской паразитологии пригласило Владимира Беклемишева в Москву – возглавить отдел медицинской энтомологии. Учёный взялся за искоренение малярии в масштабах страны. По его инициативе создаётся фенологическая служба – более 400 малярийных станций и пунктов наблюдения. Разрабатываются новые способы лечения и специальный комплекс мер по предупреждению малярийной опасности, в том числе при строительстве водохранилищ. В годы войны Беклемишев организует борьбу с малярией в местах расположения частей Красной армии, а в конце 1940-х, когда в СССР появилась сельхозавиация («кукурузники» Ан-2) и стали массово внедряться инсектициды, уничтожающие комаров в местах обитания, выводит свою работу на новый уровень. И она даёт результат. В начале 1950-х число переболевших малярией стало значительно меньше. В 1956 году болезнь удаётся победить на Черноморском побережье, которое исторически считалось «красной» зоной на карте страны. А в 1960 году Советский Союз официально объявил о полном искоренении опасной инфекции. В 1952 году Владимир Беклемишев был удостоен Сталинской премии – «за разработку и внедрение в практику здравоохранения комплексной системы мероприятий, обеспечившей резкое снижение заболеваемости малярией в СССР и ликвидацию её как массового заболевания, в ряде республик и областей». Эта премия у него, кстати, была уже вторая – первую учёному дали в 1946 году за книгу «Основы сравнительной анатомии беспозвоночных». Это был главный труд его жизни, в последующие годы неоднократно переизданный и переведённый на множество языков. На базе Института медицинской паразитологии и тропической медицины, в котором учёный проработал 30 лет, он организовал центр по изучению и предотвращению опасных инфекционных заболеваний. Беклемишев придумал новые способы борьбы не только с малярией, но и с более экзотическими заболеваниями – москитной лихорадкой и лейшманиозом.

Каким он был?

Владимир Беклемишев, по отзывам тех, кто его знал, был человеком высочайшей культуры, читал в подлинниках античных авторов и поэтов Возрождения, хорошо знал математику. Особенно он интересовался Китаем, его историей, искусством и философией. Во время своей работы по борьбе с малярией учёный выезжал в Индию и Иран. В честь Беклемишева был назван открытый в 1970-х годах новый вид комаров и ряд других насекомых.

Угроза детям

Благодаря Беклемишеву Россия входит в число 44 стран, где малярия считается ликвидированной. В остальном мире болезнь свирепствует, как раньше. По данным ВОЗ, общая численность заболевших малярией в 2023 году оценивалась примерно в 263 миллиона человек, а умерших от неё – на уровне 597 тысяч человек. Большинство из них дети.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса